Резолютивная часть оглашена
28.11.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ИП Подзолкова В.С. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию в чистоте помещений Тольяттинского государственного университета (извещение N 0342100000617000040, начальная (максимальная) цена контракта 13 727 878,57 руб.),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ИП Подзолкова В.С. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию в чистоте помещений Тольяттинского государственного университета (извещение N 0342100000617000040, начальная (максимальная) цена контракта 13 727 878,57 руб.).
1. Согласно доводам ООО "ОПТ-СНАБ", ИП Подзолкова В.С. Заказчик установил требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В частности, заказчиком установлены следующие требования в техническом задании аукционной документации:
"средство должно позволять удалять загрязнения от маркера, фломастера, чернил, в составе: неионогенные и (или) анионные ПАВ 35 и (или) 45 %, амфотерные ПАВ в пределах 5-15 %, катионные ПАВ < 5%, гликоли < 5%, вода_";
"показатель активности водородных ионов средства\водного 1% раствора должен быть более 11,5 либо менее 3, массовая доля (%), массовая доля (%), входящих в состав средства анионных/неионогенных ПАВ не более 45, чистящая способность на крашеной, полимерной, стеклянной и лакокрасочной поверхности не менее 65%; массовая доля щелочных компонентов в чистящих средствах и в средствах по уходу за канализационными трубами, %, не более 75";
"содержит в составе в качестве действующих веществ (ДВ) алкилдиметилбензиламмония хлорид (ЧАС) - не более 12,5%, дидецилдиметиламмония хлорид (ЧАС) - в пределах 2,5%, глутаровый альдегид - 2,0 %, неионогенные и (или) анионные ПАВ 35 и (или) 45%, готовые растворы могут быть использованы многократно в течение не менее чем 20 суток до изменения внешнего вида";
"прочность при растяжении в поперечном, продольном направлении до 300 кгс/см2, прочность при растяжении сварного шва не менее 9 МПа, пакеты (мешки) должны иметь швы шириной 4 (+/- 3) мм, заполненные пакеты (мешки) должны выдерживать не менее трех ударов при падении с высоты 1,2 м, пакеты (мешки) должны быть без надрывов, трещин и сквозных отверстий, пакеты (мешки) не должны иметь слипания внутренних поверхностей, класс опасности плёнки по значению показателя токсичности продуктов горения: мало- или умеренно или высокоопасная";
"средство для удаления известкового налета и ржавчины, в составе которого допускается менее 5% щавелевой кислоты, неионогенны и амфотерных ПАВ, ароматизаторв, эффективность удаления ржавчины с твердой поверхности которого не менее 80 %";
"салфетки вискозные с перфорацией в рулоне шириной около 35 см, плотностью не менее 110 гр/кв.м., должны бережно очищать любые поверхности, не оставляя ворса, царапин, в составе допускается менее 50 % полипропилена, до 30 % полиэстера, 50-70 % вискозы из целлюлозы первого; высшего сорта динамической вязкости до 115 мП, с массовой долей веществ в целлюлозе: смол и жиров, золы не более 0,08 %, железа не более 0,001%, кремния не более 0,0065 %, кальция не более - 0,012 % (данные характеристики химического состава справедливы для всех упоминаний указанного материала в настоящем техническом задании)" и др.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В составе аукционной документации заказчика содержится следующая Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме.
"Если в документации об аукционе, значение показателя технического или функционального параметра является минимальным, максимальным, сопровождается словами "не менее", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", отклонение "", знаками "" (меньше или равно), "" (больше или равно), "<"(меньше), ">(больше)", "" (приблизительно), то Участник закупки указывает конкретные (точные) параметры, предлагаемых им для применения товаров без слов "не менее", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", отклонение "", знаков "", "", "<", ">", ""
Если в документация об аукционе, значения показателя технического или функционального параметра товара, указан через, многоточие или словесное обозначение ("диапазон", "интервал"), перечислены через точку с запятой, сопровождаются одновременно словами "от и до", то данные значения являются точными и не подлежит изменению, а Участником закупки должен быть предложен товар именно с такими значениями показателя.
Если в документация об аукционе, значения показателя технического или функционального параметра (показателя) указан через тире (с применением символа "*") или сопровождается словом "до" (с применением символа "*"), то предложенный Участником закупки числовой параметр(показатель), должен включать граничные значения параметра(показателя) и указываться как диапазон включающий граничные значения параметра(показателя), если без слова "включительно", то требуется одно значение, не включающее граничные значения параметра(показателя) 1.
Если в документации об аукционе, значения показателя технического или функционального параметра (показателя) сопровождается словом "от", то предложенный Участником закупки числовой параметр (показатель) должен быть конкретным и может включать граничное значение параметра(показателя).
В случае, если Заказчик, при перечислении значений или их показателей, связанных с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям Заказчика (цвет, марка, исполнение, размеры и т.п.), указал два или более показателя (значения), причем второй и последующие показатели (значения) заключены в скобки или перечислены через дробь или запятую, то данные показатели (значения) рассматриваются как предложенные для выбора единственного (конкретного) из предложенных, а в своей заявке Участник закупки указывает один такой показатель (значение) без скобок, дроби, запятой.
В случае наличия в документации об аукционе указания на товарные знаки следует читать "или эквивалент".
____________________________________________________________________ _________________________________________________________
1 за исключением случаев указания условий (методов) испытаний (измерений) значений характеристики, либо условий применения (эксплуатации) товара (климатических и температурных условий) или характеристик, заявленных производителем".
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Довод заявителя обоснован, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно доводу ИП Подзолкова В.С. Заказчиком нарушено правило объективного описания объекта закупки, в частности при описании концентрированного жидкого обезжиривающего пенного средства для экспресс уборки:
"средство должно позволять удалять загрязнения от маркера, фломастера, чернил, в составе: неионогенные и (или) анионные ПАВ 35 и (или) 45 %, амфотерные ПАВ в пределах 5-15 %, катионные ПАВ < 5%, гликоли < 5%, вода_" и др., а также ссылается на невозможность надлежащим образом заполнить заявку.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 24.04.2017 NОГ-Д28-5247 при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, а аукционной документации Заказчик указал: "В случае применения в настоящей документации нестандартных показателей в соответствии с положениями статьи 33 Закона о Контрактной системе обусловлено необходимостью закрепления в документации повышенных показателей качества и безопасности используемых товаров с учётом специфики основной деятельности Заказчика и постоянным нахождением в его помещениях несовершеннолетних детей".
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявитель не приводит доказательств о том, что описание объекта закупки является нестандартным и основано на характеристиках товаров, противоречащих требованиям соответствующих ГОСТов.
Таким образом, в действиях Заказчика не усматривается нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод заявителя не находит своего подтверждения.
3. Согласно доводу ООО "ОПТ-СНАБ" Инструкция по заполнению заявок не содержит значение слов и символов: "не менее", "свыше", "не более", "/", "", "," и др.
Вместе с тем, Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме содержит указание на значение символа "":
"Если в документации об аукционе, значение показателя технического или функционального параметра является минимальным, максимальным, сопровождается словами "не менее", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", отклонение "", знаками "" (меньше или равно), "" (больше или равно), "<"(меньше), ">(больше)", "" (приблизительно), то Участник закупки указывает конкретные (точные) параметры, предлагаемых им для применения товаров без слов "не менее", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", отклонение "", знаков "", "", "<", ">", """.
Относительно запятой "," Заказчиком также установлено:
"В случае, если Заказчик, при перечислении значений или их показателей, связанных с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям Заказчика (цвет, марка, исполнение, размеры и т.п.), указал два или более показателя (значения), причем второй и последующие показатели (значения) заключены в скобки или перечислены через дробь или запятую, то данные показатели (значения) рассматриваются как предложенные для выбора единственного (конкретного) из предложенных, а в своей заявке Участник закупки указывает один такой показатель (значение) без скобок, дроби, запятой".
Относительно символа "/" Заказчик дал ответ на запрос разъяснений положений документации от 15.11.2017 г.:
"Знак "\" идентичен "или" и применяется в значении, установленном ГОСТ".
Таким образом, доводы заявителя необоснованны.
На участие в электронном аукционе подано 8 заявок, 3 заявки допущены к участию в электронном аукционе.
Вместе с тем, достаточных доказательств того, что указанное нарушение повлияло или могло повлиять на результат закупки не имеется, в связи с чем предписание не выдается.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ИП Подзолкова В.С. частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 ноября 2017 г. N 1530-13311-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2017