Резолютивная часть оглашена
30.11.2017 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобу ООО "СтройЭкоТранс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по утилизации медицинских отходов для нужд ГБУЗ ''Самарский областной кожно-венерологический диспансер'' в 2018 (извещение N 0142200001317013986, начальная (максимальная) цена контракта - 140 505 рублей 00 копеек).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
Самарским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО "СтройЭкоТранс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по утилизации медицинских отходов для нужд ГБУЗ ''Самарский областной кожно-венерологический диспансер'' в 2018 (извещение N 0142200001317013986, начальная (максимальная) цена контракта - 140 505 рублей 00 копеек).
Заявитель считает, что представленное в документации Техническое задание не соответствует нормам действующего законодательства о закупках, так как пункт 6 Технического задания содержит излишние требования, не соответствующие нормам СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", поскольку в указанных нормативных актах отсутствуют требования к температурному режиму и процессу обезвреживания медицинских отходов. Заявитель просит признать жалобу обоснованной, обязать Заказчика внести изменения в аукционную документацию по закупке, исключив их технического задания требования к методу обезвреживания медицинских отходов.
Представители заказчика и уполномоченного органа против доводов заявителя возражали, просили отказать в удовлетворении жалоб и представили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 5.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", зарегистрированного в Минюсте РФ 17.02.2011 N 19871 (далее - Постановления) выбор методов безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов классов Б зависит от мощности и профиля медицинской организации, наличия установок по обеззараживанию/ обезвреживанию отходов, способа обезвреживания/уничтожения отходов, принятого на административной территории (сжигание, вывоз на полигоны, утилизация).
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, включая обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно пункту 5.8 Постановления при любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют зарегистрированные в Российской Федерации дезинфекционные средства и оборудование в соответствии с инструкциями по их применению.
Согласно пункту 5.11 Постановления применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения.
Согласно пункту 5.12 Постановления захоронение обезвреженных отходов класса Б и В на полигоне допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) и невозможности их повторного применения.
В соответствии с подпунктами 6.1-6.6. пункта 6 Технического задания аукционной документации Заказчика обезвреживание медицинских отходов должно проводиться аппаратным способом. Оборудование, используемое для обезвреживания медицинских отходов должно иметь сертификат соответствия и действующее регистрационное удостоверение медицинского изделия (в случае если оно является медицинским изделием). Обезвреживание медицинских отходов класса "Б", "В" и "Г" должно производиться термохимическим методом со следующими параметрами: комплексное (одновременное) физическое (деструкция), термическое и химическое воздействие; температура обезвреживания в диапазоне 150-200°С; деструкция (измельчение) отходов до фракции не более 5 мм; снижение массы отходов после завершения цикла обезвреживания.
Тем самым, техническое задание не содержит требований в отношении наличия у участника закупки производственных мощностей или технологического оборудования. Исполнитель может использовать любые установки любой мощности, обеспечивающие обезвреживание медицинских отходов в соответствии с требованиями Постановления и технического задания. Исполнитель не ограничен в выборе аппаратов, обеспечивающих установленные Заказчиком условия обезвреживания медицинских отходов, на Исполнителя не накладываются обязательства по приобретению какого-либо оборудования. Кроме того, данное требование технического задания согласуется с пунктом 5.8 Постановления.
Согласно пояснениям Заказчика, Техническим заданием установлен широкий диапазон температуры обезвреживания медицинских отходов, в котором происходит умерщвление всех известных патогенов, но не начинается пиролиз (для пластика и целлюлозы - 250° - 300° С), в результате которого могут образовываться вредные газообразные выбросы. Доказательств обратного, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявителем не представлено.
Деструкция (измельчение) медицинских отходов требуется в целях обеспечения выполнения требования 5.12 Постановления. Выбор размера фракции обусловлен обеспечением гарантии изменения товарного вида медицинских отходов, наименьшими из которых являются иглы медицинские. Минимальная длина игл, согласно каталогу типовых технических заданий на поставку шовного материала, сформированного на основании заявок учреждений здравоохранения Самарской области, составляет 6 мм .
Пункт 2.3 технического задания определяет обязательное соответствие оказываемых услуг требованиям действующего законодательства в части условий, не уточненных в самом техническом задании.
Нарушений Закона о контрактной системе Комиссия Самарского УФАС России не усматривает.
Кроме того, Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что подтверждением данной позиции может послужить тот факт, что в обоснование начальной максимальной цены контракта положено 3 коммерческих предложения от различных организаций Самарской области, готовых оказать услуги в соответствии с требованиями Заказчика.
При этом, как следует из письменных возражений уполномоченного органа, организация, обратившаяся с жалобой - ООО "СтройЭкоТранс" - ранее участвовала в закупках государственных учреждений здравоохранения и заключило по их результатам контракты, включающие аналогичное с рассматриваемым техническое задание (контракт N УЗ-156/17 (2631614063017000151) от 04.09.2017 с ГБУЗ СО "СГБ N 4", контракт N 0142200001317010380 (2631102793717000197) от 23.10.2017 с ГБУЗ "Самарский областной клинический кардиологический диспансер", контракт N 0142200001317001545 (2631901426317000042) от 17.04.2017 с ГБУЗ СО "Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника N 14" и другие). Контракты в настоящий момент частично исполнены.
Кроме того, согласно данным Единой информационной системы, запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе в адрес заказчика от участников закупки, в том числе от заявителя, не поступало. Отсутствие обращений за разъяснениями положений документации об электронных аукционах свидетельствует о том, что размещенная информация о закупке была достаточна и понятна.
На основании изложенного, доводы жалобы ООО "СтройЭкоТранс" следует признать необоснованными, доказательств обратного, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявителем не представлено.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтройЭкоТранс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 ноября 2017 г. N 1546-13310-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2017