Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Росмаш" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Конкурсная комиссия) при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на реставрацию и приспособление для современного использования учебного корпуса ГБПОУ "Пермский политехнический колледж им. Н.Г. Славянова" (извещение N 0156200009917000265),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009917000265 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился конкурс с ограниченным участием на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на реставрацию и приспособление для современного использования учебного корпуса ГБПОУ "Пермский политехнический колледж им. Н.Г. Славянова".
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 333 060,00 руб. (п.9 Раздела 4 документации о закупке).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу от 14.11.2017 г. ООО "Росмаш" отстранено от участия в закупке, поскольку в составе заявки представлена недостоверная информация в отношении соответствия дополнительным требованиям, установленным в конкурсной документации.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч.1 ст.56 Закона о закупках).
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч.3 названной статьи).
В п.1 ч.2 ст.56 Закона о закупках установлено, что Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ч. 4 ст. 56 Закона о закупках следует, что в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к указанным выше товарам, работам, услугам устанавливает постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99).
Так, согласно пункту 1 приложения N 1 к постановлению N 99 при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими опыт выполнения работ являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
В документации о закупке (Раздел 5) установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, установленной в пункте 9 раздела 4 информационной карты настоящей документации.
Согласно Разделу 7 документации о закупке, заявка должна содержать копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Согласно ч. 6 ст. 56 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В ч.3.1 ст.53 Закона о закупках обозначено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
В соответствии с ч.2 ст.53 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч.3 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как установлено Комиссией, в подтверждение опыта выполнения работ представлен, в том числе, договор подряда от 15.12.2017 N01/12 на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на реставрацию и приспособление для современного использования объекта культурного наследия памятника истории и культуры "Гостиный двор" г.Кунгур, пл.Соборная,1, заказчиком по которому является ООО "Крестьянский двор".
10.10.2017 г. Пермским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "Росмаш" на действия Конкурсной комиссии при проведении данной закупки. Согласно протоколу предквалификационого отбора от 29.09.2017 г. податель жалобы признан несоответствующим требованиям, установленным Законом о закупках и документацией о закупке. По мнению Конкурсной комиссии, договор подряда от 15.12.2017 N01/12, заказчиком по которому является ООО "Крестьянский двор" (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99, а также совместным письмом Министерства экономического развития РФ N23275-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы NАЦ/45739/15 от 25.08.2015 договор с ООО не подтверждает соответствие участника дополнительным требованиям).
Жалоба была признана обоснованной, в действиях Конкурсной комиссии выявлены нарушения ч.2 и ч.3 ст.53 Закона о закупках. В решении указано, в том числе, что согласно п.8 ст.3 Закона о закупках, государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ч.1 ст.420 ГК РФ). В п.1 Приложения 1 Постановления N 99 отсутствует указание на государственные и муниципальные контракты, а документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, согласно данному Постановлению, являются как контракты, так и договоры.
Заявки во исполнение предписания, выданного по итогам рассмотрения жалобы, были пересмотрены. ООО "Росмаш" на основании протокола от 26.1.2017 г. признано победителем закупки.
Вместе с тем, как указано выше, 14.11.2017 г. победитель закупки отстранен от участия в ней по причине предоставления недостоверных сведений.
В п.п.1 п.3 Раздела 13 конкурсной документации указано, что Единая комиссия отклоняет заявку в случае, если по результатам предквалификационного отбора участник конкурса, подавший заявку, признан несоответствующим единым требованиям и дополнительным требованиям, установленным в пунктах 2, 3, 4 раздела 5 документации.
Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям (ч.9 ст.31 Закона о закупках).
В составе заявки ООО "Росмаш" в подтверждение опыта выполнения работ был представлен поименованный выше договор, техническое задание, смета, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2016 г. на сумму 5 998 611,66 руб., акт о приемке выполненных работ от 31.08.2016 г. на указанную сумму.
Представитель Конкурсной комиссии пояснила, что 23.10.2017 г. в адрес Министерства поступило обращение ООО "ПЕРМСТРОЙМЕТ+", содержащее информацию о недостоверности сведений, содержащихся в заявке ООО "РОСМАШ".
Указанное обращение было направлено также в Пермское УФАС России и в УФСБ России по Пермскому краю.
Согласно представленным документам, в отношении указанного объекта между ООО "Крестьянский двор" и Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края подписано охранное обязательство от 08.07.2010 N 78, запрещающее проведение любых работ по реставрации, текущему или капитальному ремонту памятника без письменного разрешений "Госоргана".
Кроме того, обращение содержало информацию о фактическом неисполнении ООО "РОСМАШ" договора, невыполнении работ, обозначенных в предмете договора N 01/12, а также об отсутствии оплаты со стороны ООО "Крестьянский двор" по указанному договору.
03.11.2017 в рамках межведомственного взаимодействия, Пермское УФАС России направило в адрес Министерства документы, полученные в ходе рассмотрения заявления ООО "ПЕРМСТРОЙМЕТ+" о недобросовестной конкуренции.
В частности, в Министерство поступил ответ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края (далее - Инспекция) от 27.10.2017 N 37, согласно которому задание и разрешение на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия - памятника истории и культуры "Гостиный двор", расположенного по адресу Пермский края, г.Кунгур, пл.Соборная,1, не выдавались, что, по мнению Инспекции, может свидетельствовать о фактическом невыполнении работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение таких работ, разрешения на проведение работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия.
В связи с чем, для выполнения работ по договору N 01/12 от 15.12.2015 по разработке научно-проектной документации было необходимо получение задания и разрешения, предусмотренных ст. 45 Закона об объектах культурного наследия.
Таким образом, Конкурсная комиссия пришла к выводу о невыполнении ООО "РОСМАШ" указанных в предмете договора N 01/12 от 15.12.2015 работ ввиду отсутствия оснований для их выполнения.
Выполнение иных работ, принятых ООО "Крестьянский двор" по указанному договору, продекларированному ООО "Росмаш" договором на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, не может свидетельствовать об исполнении заключенного договора.
Из ответа ООО "Росмаш", полученного также по запросу УФАС по Пермскому краю, следует, что, действительно, оплат по договору N 01/12 от 15.12.2015 не производилось.
Документы, представленные ООО "Росмаш" в подтверждение проведения работ, наличия кредиторской задолженности у ООО "Росмаш" перед ООО "Крестьянский двор", послужившей основанием для заключения договора N 01/12 от 15.12.2015 не могли быть приняты Единой комиссией во внимание, поскольку каких-либо документов в подтверждение факта возникновения у ООО "Росмаш" кредиторской задолженности перед ООО "Крестьянский двор" в распоряжении комиссии не имеется. Факт передачи 5 млн. руб. в качестве аванса по договору N 01/10 от 20.01.2010 наличными денежными средствами не может быть расценен как достоверный и принят в о внимание.
В соответствии с п.6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3079-У "Об осуществлении наличных расчетов" наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов. Согласно Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, п. 4.1. указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У платежи производятся с оформлением подтверждающих документов, а именно: платежных поручений, инкассовых поручений, платежных требований, платежных ордеров, приходных, расходных кассовых ордеров.
То есть в составе заявки ООО "РОСМАШ" отсутствуют документы (достоверные), подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в документации.
Представители Заявителя с доводами не согласны по мотивам, изложенным в письменном и представленном в ходе рассмотрения жалобы дополнительном отзыве на жалобу, указывают, что Конкурсная комиссия вышла за пределы своей компетенции, договор был исполнен, оплачен, и, как следствие, подтверждает опыт выполнения работ.
Лежнев К.А., являющийся ранее директором ООО "Крестьянский двор", в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что спорный договор был заключен на сумму 5 988 611,66 руб. Подтвердил, что работы были выполнены в полном объеме, были представлены акты выполненных работ, результат работ был представлен в полном объеме. Оплата была произведена частично в размере 5 000 000,00 руб., по акту взаимозачета. Исполнение работ стало невозможно в связи с расторжением договора аренды объекта культурного наследия.
21.11.2017 г. в адрес ООО "Росмаш" Пермским УФАС России был направлен запрос с предложением представить результат работ по контракту, а именно, научно-проектную документацию на реставрацию и приспособление для современного использования объекта культурного наследия памятника истории и культуры "Гостиный двор" г.Кунгур, пл.Соборная,1.
22.11.2017 г. в адрес антимонопольного органа поступил ответ Общества (вх. N 017885). ООО "Росмаш" предоставило титульные листы томов проектной документации, накладную сдачи-приемки готовой научно-проектной документации от 31.08.2016 г., а также пояснения Лежнева К.А., согласно которым, научно-проектная документация была передана в бумажном виде в 4-х экземплярах и на диске в электронном виде по накладной о передаче. Организация ООО "Крестьянский двор" ликвидирована 18.09.2017 г., документы частично утилизированы, часть хранится в архиве в г.Кунгур, пл.Соборная, 1. Имеется ли документация в архиве в настоящее время, пояснить не может.
Комиссия, выслушав доводы представителем сторон, исследовав представленные доказательства, приняла решения о направлении запросов в соответствующие органы.
Пермским УФАС России в адрес Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций был направлен запрос (исх. N 14350-17) с просьбой предоставить информацию о том, необходимы ли и выдавались ли для выполнения работ, являющихся предметом данного договора, задание и разрешение, выдаваемое органом государственной власти Пермского края, исполняющим функции по охране объектов культурного наследия Пермского края, которым являлось Министерство культуры Пермского края, предоставлялся ли результат работ - научно-проектная документация на реставрацию и приспособление для современного использования объекта культурного наследия памятника истории и культуры "Гостиный двор" г.Кунгур, пл.Соборная,1, в Министерство культуры Пермского края для согласования, имеется ли переписка между ООО "Росмаш" и Министерством культуры Пермского края по вопросу согласования НПД.
Согласно ответу (исх. N И27-01-18/124 от 22.11.2017 г., вх. N 018025-17 от 24.11.2017 г.) Министерством задание и разрешение на выполнение работ не выдавались (тогда как в соответствии с ответом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края такие документы необходимы). Какая-либо переписка не велась, соответственно, разработанная НПД на согласование не представлялась.
В материалы дела, как указано выше, представлен ответ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края (исх. N 37 от 27.10.2017 г.), в котором указано, в частности, о том, что до образования Инспекции функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляло Министерство культуры Пермского края. Сведениями о возможной переписке ООО "Росмаш" и Министерства Инспекция не располагает.
Согласно ответу МБУ "КГА", представленному в материалы дела (вх. N 018063-17 от 24.11.2017 г.), НПД объекта культурного наследия памятника истории и культуры "Гостиный двор", находящегося в г.Кунгуре, пл.Соборная, 1, на хранение в городской архив не поступала.
Указанное выше позволяет сделать вывод о том, что представленные в составе заявки документы не подтверждают факт выполнения работ по договору договор подряда от 15.12.2017 г. N01/12 на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на реставрацию и приспособление для современного использования объекта культурного наследия памятника истории и культуры "Гостиный двор" г.Кунгур, пл.Соборная,1, заказчиком по которому является ООО "Крестьянский двор", то есть участником закупки предоставлены недостоверные сведения о своем соответствии требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о закупках.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии не противоречат требованиям Закона о закупках.
Иного не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Росмаш" на действия Единой комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на реставрацию и приспособление для современного использования учебного корпуса ГБПОУ "Пермский политехнический колледж им. Н.Г. Славянова" (извещение N 0156200009917000265) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 ноября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017