Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Полетаевой И.В. на действия государственного заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по РСО-Алания" (далее - ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0810100000317000110 на оказание клининговых услуг (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
10 ноября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Полетаевой И.В. (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указала, что:
1) п.2 Раздела 1 Уборка офисной части - средство для удаления жевательных резинок. Согласно требованиям аукционной документации, средство должно быть химически стабильным в воде и воздухе, экологически безвредным для человека, а также должно быть пожаро и взрывобезопасным. При этом в составе средства должно содержаться более тридцати процентов фторкарбонатов.
Вышеуказанные требования противоречат официальным данным производителя чистящего средства, так как химические средства, содержащие в своем составе фторкарбонаты не менее 30%, согласно инструкции производителя очень легко воспламеняются, т.к. содержат дифторэтан;
2) п.9 Раздела 1 Уборка офисной части - противоскользящее средство. Согласно требованиям аукционной документации, средство для защиты от скольжения должно представлять собой готовый сильнокислотный прозрачный раствор. При этом водородный показатель средства должен быть в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее пяти целых и верхним пределом не более девяти целых восьми десятых. Указанный Заказчиком диапазон значений рН не соответствует показателям кислотных и сильнокислотных средств, диапазон которых, согласно Шкале Ph применительно к моющим средствам, варьируется в пределах 0,1-4,5 единиц;
3) п.13 Раздела 1 Уборка офисной части - Средство для мытья цементных полов и межплиточных цементных швов. Согласно требованиям аукционной документации, в состав средства должен входить нитрилотриацетат. При этом, средство не должно оказывать кожно-раздражающего действия.
Вышеуказанные требования противоречат официальным данным производителя моющего средства, так как согласно видам опасности/воздействия нитрилотриацетата (тринатриевой соли нитрилотриуксусной кислоты) ICSC: 1240 при попадании на кожу и в глаза вызывает химические ожоги. Моющие средства, содержащие нитрилотриацетат, классифицируются как опасные, раздражают глаза и кожу;
4) п.3 Раздела 1 Уборка офисной части - Средство для чистки стекол. Согласно требованиям аукционной документации, содержание активных веществ в составе средства для чистки стекол должно быть в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее двадцати целых пяти десятых процента и верхним пределом не более шестнадцати целых пяти десятых процента.
По мнению Заявителя, указанное требование содержит ошибку;
5) п.9 Раздела 5 Уборка санузлов - Средство для дезинфекции. Согласно требованиям аукционной документации, дезинфицирующее средство должно быть произведено не позднее первого третьего 2017 года.
По мнению Заявителя, указанное требование содержит ошибку, не позволяющую правильно его понять и отразить в предложении участника.
ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" в объяснении по существу жалобы указало, что считает жалобу необоснованной, поскольку Заказчик при составление технического задания руководствовался ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки указал функциональные, технические и качественные характеристики товара. Так,:
1) в п.2 Раздела 1 Аукционной документации - Уборка офисной части, Заказчик в техническом задании указывает, что "средство должно быть химически стабильным в воде и воздухе, экологически безвредным для человека, а также должно быть пожаро и взрывобезопасным _ в составе средства должно содержаться более тридцати процентов фторкарбонатов".
При содержании фторкарбонатов более тридцати процентов, средство является наиболее эффективным, так как лучше справляется с загрязнениями на поверхностях паласов, текстильных, мягких и твердых обивок. Заказчик не ограничивал Участника так как, требования к безопасности для человека пожаро и взрывобезопасность указана в техническом задании для того чтобы, участник понимал, для поставки требуется готовое средство, а не концентрат или какая-либо кислота, которая может привести к ожогам или нанести какой-либо вред дыхательным органам. Данное средство имеется в продаже в нескольких видах: в виде спрея, аэрозоля, геля, и жидкости. При соблюдении мер предосторожности данное средство не является вредным для человека, изготовителем указано, что средство легко воспламеняется в случае взаимодействия с открытым огнем или физического воздействия на упаковку (если средство находится под давлением);
2) п.9. Раздел 1 Аукционной документации - Уборка офисной части - противоскользящее средство. "Средство для защиты от скольжения должно представлять собой готовый сильнокислотный раствор".
В данной позиции слово "сильнокислотный" не является показателем Рh кислотности, а Заказчик указывает готовый вид раствора т.е. сильнокислотный и прозрачный раствор. Кислотность в описание средства указано конкретно: "водородный показатель не менее 5 и не более 9.8 Рh";
3) п.13. Раздел 1 Аукционной документации - Уборка офисной части - Средство для мытья цементных полов и межплиточных швов. В повседневной жизни нитрилотриацетат содержится в 80 процентах моющих средств. В количестве содержащимся в моющем средстве не оказывает кожно-раздражающего действия, содержание нитрилотриацетата необходимо в составе моющего средства для эффективного удаления пятен жира, масел и всякого рода загрязнений. Указанный Участником ICSC: 1240 (тринатриевая соль нитрилотриуксусной кислоты) и его воздействие на человека, указано не как содержание вещества в моющем средстве, а как отдельный элемент и воздействие его на человека при тех или иных ситуациях;
4) п.3 Раздела 1 Аукционной документации - Уборка офисной части - Средство для чистки стекол содержит техническую ошибку. Заказчик хотел указать, что "содержание активных веществ в составе средства для чистки стекол должно быть в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее 16,5 и не более 20,5 процента", данный показатель не является основной качественной и технической характеристикой товара, т.е. дает даже при технической ошибке правильно определить требуемый товар. Кроме того, Заказчик указал, что ни одному из участников размещения заказа не было отказано по этому основанию;
5) п.9 Раздела 5 Аукционной документации - Уборка санузлов - Средство для дезинфекции содержит также техническую ошибку. Заказчик имел ввиду что, "дезинфицирующее средство должно быть произведено не позднее 2017 года".
Также Заказчик указал, что ни одному из участников размещения заказа не было отказано по этому основанию.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
27 октября 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0810100000317000110 на оказание клининговых услуг и Аукционная документация по указанному Аукциону, утвержденная 27.10.2017 г. Заказчиком (далее - Аукционная документация).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Согласно пункту 5 Информационной карты Аукционной документации, описание объекта закупки установлено в разделе III Аукционной документации - Техническом задании.
Согласно Техническому заданию, приложенному к Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать, кроме прочего:
1) средство для удаления жевательных резинок 9пункт 2 Раздела 2 Технического задания Аукционной документации), со следующими характеристиками: должно эффективно удалять даже остатки старых жевательных резинок со всех текстильных, мягких и твердых обивок и поверхностей, при этом средство не должно оставлять грязных липких пятен и разводов после своего применения. После своего применения средство не должно изменять цвет обрабатываемой поверхности. Средство должно быть химически стабильным в воде и воздухе, экологически безвредным для человека, а так же должно быть пожаро и взрывобезопасным. Водородный показатель средства для удаления жевательных резинок, должен быть в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее четырех целых и верхним пределом менее тринадцати целых. В составе средства должно содержаться более тридцати процентов фторкарбонатов. Средство для удаления жевательных резинок не должно оказывать общетоксического действия, а так же не должно оказывать кожно-раздражающего действия и не должно вызывать аллергическую реакцию.
Заявитель утверждает, что указанные требования к средству для удаления жевательных резинок противоречит официальным данным производителя чистящего средства, и что химические средства, содержащие в своем составе фторкарбонаты не менее 30% очень легко воспламеняются, так как содержат дифторэтан, вместе с тем, Заявитель не представляет документальных доказательств, подтверждающих такое утверждение;
2) противоскользящее средство (пункт 9 Раздела 1), которое должно представлять собой готовый сильнокислотный прозрачный раствор низкой вязкости. Средство для защиты от скольжения должно эффективно повышать коэффициент трения влажной поверхности, предотвращать падения и травматизм, средство не должно изменять внешний вид обработанной поверхности, должно удалять грязь, грунт в швах и на стыках полов. Средство должно быть химически стабильным в воде и на воздухе, экологически безвредным для человека, а так же должно быть пожаро и взрывобезопасным Водородный показатель средства должен быть в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее пяти целых и верхним пределом не более девяти целых восьми десятых.
Учитывая, что водородный показатель моющего средства pH в диапазоне не менее пяти целых и не более девяти целых восьми десятых, соответствует нейтральным и слабощелочным моющим средствам, пункт 9 Раздела 1 Технического задания соответствует требованиям частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе;
3) средство для мытья цементных полов и межплиточных цементных швов (пункт 13 Раздела 1), которое должно представлять собой жидкость низкой вязкости. Средство должно эффективно устранять грязь, жир, копоть, пятна и другие вилы загрязнений. Средство должно быстро сохнуть и не должно оставлять после своего применения на обработанной поверхности разводов. Средство для мытья полов должно обладать приятным запахом. Средство должно быть химически стабильным в воде и на воздухе, экологически безвредным для человека, а так же должно быть пожаро и взрывобезопасным. Водородный показатель средства, должен быть в диапазоне конкретных значений с нижним пределом более одиннадцати и верхним пределом не более четырнадцати. В состав средства должны входить такие компоненты как менее пяти процентные поверхностно-активные вещества, нитрилотриацетат.
Заявитель утверждает, что указанные требования противоречат официальным данным производителя моющего средства, так как при попадании на кожу и глаза нитрилотриацетат вызывает химические ожоги, и классифицируется как опасные, раздражают глаза и кожу, вместе с тем, Заявитель не представляет документальных доказательств, подтверждающих такое утверждение;
4) средство для дезинфекции (пункт 9 Раздела 5), которое по внешнему виду должно представлять собой жидкость низкой вязкости желтого или темно-синего или зеленого цвета со слабым запахом хлора или без отдушки. Дезинфицирующее средство должно хорошо одновременно дезинфицировать и очищать кислотостойкие поверхности, а так же должно обеспечивать бережный контакт с очищаемой поверхностью. Должно иметь бактерицидное, противогрибковое и обезвреживающие противовирусное действие, а так же высокие чистящие показатели. Срок годности средства должен быть не менее девяти месяцев со дня его изготовления. Дезинфицирующее средство должно быть произведено не позднее первого третьего 2017 года.
То есть, пункт 9 Раздела 5 Технического задания Аукционной документации содержит техническую ошибку, связанную с указанием даты производства дезинфицирующего средства, , которая тем не менее не могла повлиять на результат определения исполнителя, поскольку, не смотря на техническую ошибку, из указанного пункта ясно следует, что дезинфицирующее средство должно быть произведено не позднее 2017 года;
5) средство для чистки стекол (пункт 3 Раздела 1) которое по внешнему виду должно представлять собой жидкость. Средство для чистки стекол должно очищать и придавать блеск стеклянным, зеркальным и ламинированным поверхностям. Средство должно быть химически стабильным в воде и на воздухе, экологически безвредным для человека, а так же должно быть пожаро и взрывобезопасным. Водородный показатель средства, должен быть в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее восьми целых и верхним пределом не более восьми целых пяти десятых. Плотность средства для чистки стекол должна быть равна либо не более одного грамма на кубический сантиметр. Расход средства для чистки стекол должен быть менее или равен двенадцати миллиграммам на один квадратный метр обрабатываемой поверхности. Содержание активных веществ в составе средства для чистки стекол должно быть в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее двадцати целых пяти десятых процента и верхним пределом не более шестнадцати целых пяти десятых процента.
То есть, пункт 3 Раздела 1 Технического задания Аукционной документации содержит техническую ошибку, связанную с указанием несуществующего диапазона значения для содержания в средстве активных веществ, которая тем не менее не могла повлиять на результат определения исполнителя, поскольку, при таких обстоятельствах требование к содержанию активных веществ в составе средства для чистки стекол не считается установленным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ИП Полетаевой И.В. на действия государственного заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0810100000317000110 на оказание клининговых услуг.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результат определения исполнителя, предписание об устранении нарушений ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по РСО-Алания" не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 20 ноября 2017 г. N А292-11/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017