Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИСТЕМЫ ПЛЮС" (далее - ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС", Общество, Заявитель) от 14.11.2017 (вх. N 5480 от 16.11.2017) на действия муниципального казенного предприятия муниципального образования город Тула "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС" (далее - Заказчик, МКП "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС") при заключении контракта на оказание услуг по приобретению неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение антивируса Касперского (закупка N 0566300000817000042) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), в присутствии:
в отсутствие представителя ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС",
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, связанные с заключением Контракта по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по приобретению неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение антивируса Касперского (закупка N 0566300000817000042) (далее - Электронный аукцион).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик 07.11.2017 направил участнику на подпись проект контракта, не включив в него предложенную в заявке ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС" информацию о товаре (товарном знаке и конкретных показателях товара).
В связи с чем, ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС" 08.11.2017 направило Заказчику протокол разногласий N 1, содержащий указание на необходимость включения в проект контракта информации о товаре (товарном знаке и конкретных показателях товара), указанной в заявке Общества, в котором также обосновал свою позицию на наличие разногласий по проекту контракта.
Вместе с этим Заказчик, не согласившись с доводами ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС", изложенными в протоколе разногласий N 1, повторно 13.11.2017 направил проект контракта на подпись Обществу в первоначальной редакции.
Заявитель считает, что действия Заказчика нарушают права и законные интересы Общества в части необоснованного отказа Заказчика включить в проект контракта информацию о товаре (товарном знаке и конкретных показателях товара), указанную в заявке Общества.
По мнению ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС" проект контракта в первоначальной редакции не может быть подписан Обществом в связи с несоответствием его положений первой части заявки Общества.
Заявитель, с учетом изложенного, просит Тульское УФАС России признать жалобу обоснованной; действия Заказчика нарушающими положения статьи 70 Закона; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона.
Представитель Заказчика, Единой комиссии, присутствующий на заседании Комиссии, не согласился с позицией Заявителя, представил письменные пояснения на рассматриваемую жалобу. При этом пояснил следующее.
Программное обеспечение и его характеристики, указанные в первой части заявки Общества, не соответствуют требованиям документации об электронном аукционе и не отвечают потребности Заказчика в приобретаемом программном обеспечении антивируса Касперского. Вследствие чего Заказчиком принято решение включить в проект контракта товарный знак и конкретные показатели товара, содержащиеся в документации об электронном аукционе.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Единой комиссией требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Приказом МКП "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС" от 29.12.2016 N 2067 утвержден состав Единой комиссии.
Приказом МКП "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС" от 13.10.2017 N 1535 внесены изменения в состав Единой комиссии, а именно: председателем Единой комиссии назначен первый заместитель директора - Марушкин А.С.; членами Единой комиссии назначены начальник отдела снабжения и организации закупок - Королева Н.А., специалист отдела снабжения и организации закупок - Осипова Ю.А., специалист по проведению процедур и сопровождению закупок отдела снабжения и организации закупок - Платонова Е.В., ведущий специалист по материальному контролю отдела внутреннего контроля - Иванова Е.И.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по приобретению неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение антивируса Касперского (далее - документация об электронном аукционе) размещены 22.10.2017 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 99 750, 00 рублей.
Относительно доводов, изложенных в жалобе ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС", Комиссией установлено следующее.
Как следует из извещения и документации об электронном аукционе предметом данного Электронного аукциона является оказание услуг по приобретению неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение антивируса Касперского.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 1 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе определено, что объектом закупки является оказание услуг по предоставлению неисключительных (пользовательских) прав (лицензий) на использование программного обеспечения антивируса Касперского путем миграции лицензий ESET NOD32 Antivirus Business Edition на Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - Стандартный.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в пункте 23 части I. "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника размещения заказа на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 4 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к оказанию услуги, ее качеству, в том числе технологии оказания услуги, методам и методики оказания услуги, а именно:
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Характеристики |
Количество |
1. |
Неисключительные права на программы антивирусной защиты Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - Стандартный 150-248 Node 1 year Cross-grade License. Срок действия лицензии: не менее 1 года. |
шт. |
Приобретение неисключительных прав на программное обеспечение на 150 защищаемых объектов на 1 год |
150 |
В примечании к пункту 4 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе Заказчик установил следующее требование: "указание на товарный знак (его словесное обозначение) обусловлено необходимостью обеспечения совместимости приобретаемого программного продукта с программным обеспечением уже используемым Заказчиком, (п.1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд"), по этой причине указанное программное обеспечение не может быть заменено на эквивалент".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 3 статьи 67 Закона по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0566300000817000042 от 30.10.2017 установлено, в том числе следующее:
- по окончании срока подачи заявок было подано 5 (пять) заявок от участников закупки;
- Единая комиссия единогласно приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона, в том числе участника закупки с порядковым номером заявки 4 (ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС").
Указанный протокол подписан председателем Единой комиссии - Марушкиным А.С.; членами Единой комиссии - Платоновой Е.В., Осиповой Ю.А., Королевой Н.А.
Из содержания первой части заявки с порядковым номером 4 следует, что ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС" выражает свое согласие на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Вместе с этим в разделе заявки "Наименование и характеристики предлагаемого е поставке эквивалентного программного обеспечения" Обществом предложен следующий товар:
N п/п |
Наименование ПО / Торговая марка (Знак обслуживания) / Разработчик / Страна происхождения |
Кол-во (лицензия /пользователи) |
Срок действия лицензий |
1 |
Лицензионное антивирусное программное обеспечение Dr.Web Enterprise Security Suite, разработчик ООО "Доктор Веб". Страна происхождения товара: Россия (код по ОКСМ 643) |
150 |
12 мес. |
2 |
Программное обеспечение "Dr.Web для бизнеса сертифицированный" версия 10, сертифицированный ФСТЭК комплект для установки, разработчик ООО "Доктор Веб". Страна происхождения товара: Россия (код по ОКСМ 643) |
1 шт. бессрочно |
В тоже время, как следует из документации об электронном аукционе, Заказчику необходимо к приобретению программное обеспечение Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - Стандартный. Из содержания пункта 4 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе прямо следует, что в рамках данного электронного аукциона Заказчиком не предусмотрена возможность поставки эквивалентного программного обеспечения. Об указанном факте также свидетельствуют требования к первой части заявки, установленные в пункте 23 части I. "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации об электронном аукционе.
Однако выразив свое согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС" фактически предложено программное обеспечение с иным товарным знаком, которое с точки зрения Общества является эквивалентным программному обеспечению, предусмотренному в документации об электронном аукционе.
Следовательно, ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС" не выразило безусловного согласия на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак), как это предусмотрено Законом и положениями документации об электронном аукционе.
Таким образом, первая часть заявки с порядковым номером 4 (ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС") не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
При таких обстоятельствах, допустив к участию в аукционе и признав участником аукциона участника закупки с порядковым номером заявки 4 (ООО "СИСТЕМЫ ПЛЮС"), Единая комиссия нарушила часть 4 статьи 67 Закона.
В указанных действиях членов Единой комиссии содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с этим, в связи с допущенным нарушением Единой комиссией требований Закона при рассмотрении первых частей заявок поданных на участие в электронном аукционе, Комиссия Тульского УФАС России не находит возможным дать правовую оценку действиям Заказчика при заключении контракта на оказание услуг по приобретению неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение антивируса Касперского (закупка N 0566300000817000042).
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИСТЕМЫ ПЛЮС" от 14.11.2017 (вх. N 5480 от 16.11.2017) на действия муниципального казенного предприятия муниципального образования город Тула "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС" при заключении контракта на оказание услуг по приобретению неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение антивируса Касперского (закупка N 0566300000817000042) необоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки Электронного аукциона (закупка N 0566300000817000042) признать единую комиссию по осуществлению закупок МКП "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС" нарушившей часть 4 статьи 67 Закона.
3. С учетом всех обстоятельств, выявленных в ходе заседания комиссии по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, на основании статьи 99 Закона выдать единой комиссии по осуществлению закупок МКП "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС", муниципальному казенному предприятию муниципального образования город Тула "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС", Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы внеплановой проверки Электронного аукциона (закупка N 0566300000817000042) соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-07/317-2017
22.11.2017 г. Тула
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
на основании решения от 22.11.2017 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "СИСТЕМЫ ПЛЮС" от 14.11.2017 (вх. N 5480 от 16.11.2017) на действия муниципального казенного предприятия муниципального образования город Тула "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС" при заключении контракта на оказание услуг по приобретению неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение антивируса Касперского (закупка N 0566300000817000042) (далее - электронный аукцион), и в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Единой комиссии по осуществлению закупок МКП "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС", муниципальному казенному предприятию муниципального образования город Тула "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС" отменить протоколы, составленные в ходе осуществления закупки N 0566300000817000042; назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок информацию об отмене протоколов. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены протоколов.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения электронного аукциона;
- назначить время проведения электронного аукциона и разместить информацию о времени проведения электронного аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения электронного аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, о блокировании операций в отношении указанных денежных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытым участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания.
4. Единой комиссии по осуществлению закупок МКП "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС" рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе и в отношении которых участниками внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Тульского УФАС России от 22.1.2017 по делу N 04-07/317-2017.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 4 настоящего предписания и продолжить проведение аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного участником закупки, первая часть заявки которого будет признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе (закупка N 0566300000817000042) и положениям Закона.
6. Единой комиссии по осуществлению закупок МКП "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС", муниципальному казенному предприятию муниципального образования город Тула "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС", Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Тульского УФАС России от 22.11.2017 по делу N 04-07/317-2017.
7. Срок исполнения предписания - не позднее 14.12.2017.
8. Единой комиссии по осуществлению закупок МКП "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС", муниципальному казенному предприятию муниципального образования город Тула "ТУЛГОРЭЛЕКТРОТРАНС" уведомить Тульское УФАС России об исполнении предписания не позднее 14.12.2017 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 22 ноября 2017 г. N 04-07/317-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017