Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика -муниципального казенного учреждения "Дирекция муниципального заказа" городского округа "Йошкар-Ола":. (доверенность N б/н от 23.10.2017),
в отсутствие представителей заявителей -общества с ограниченной ответственностью "Перспектива"(далее - ООО "Перспектива"), индивидуального предпринимателя. (далее - ИП.), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалоб, рассмотрев жалобыООО "Перспектива", ИП наположения аукционной документации электронного аукциона на строительство ливневой канализации по улице Анникова г. Йошкар-Олы (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru0308300022917000053 от 28.10.2017),
установила:
Муниципальным казенным учреждением "Дирекция муниципального заказа" городского округа "Город Йошкар - Ола"проводится электронный аукцион на строительство ливневой канализации по улице Анникова г. Йошкар-Олы (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru0308300022917000053 от 28.10.2017).
В Марийское УФАС России поступилижалобыООО "Перспектива" , ИП на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявители полагают, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалоб не согласился, просил признать жалобы необоснованными, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на строительство ливневой канализации по улице Анникова г. Йошкар-Олы(код закупки 0308300022917000053) опубликованы на официальном сайте 28.10.2017.
Электронная площадка для проведения аукциона - http://roseltorg.ru
Начальная максимальная цена контракта - 25 845 210,00 рублей.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. По мнению ООО "Перспектива" в аукционной документации заказчиком установлены неправомерно сроки разъяснений положений документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Законом о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 14.11.2017.
В пункте 27 информационной карты (раздел 2 документации об электронном аукционе) указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений указанной документации об электронном аукционе, а именно: с 28.10.2017 по 11.11.2017.
Следовательно, с учетом даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 14.11.2017, окончания срока направления разъяснений приходится на 10.11.2017, окончание срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации на 12.11.2017 (воскресенье).
В силу статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, днем окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе участникам электронного аукциона считается 13.11.2017.
Таким образом, у заказчика произошла замена понятий, а именно окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений указанной документации на срок окончания направления разъяснений о положениях аукционной документации.
На основании вышеизложенного, заказчик нарушил часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы в данной части является обоснованным.
2. По мнению ООО "Перспектива", ИП., заказчик в аукционной документации об электронном аукционе не установил виды работ, которыеподрядчик при исполнении своих обязательств по контракту должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, согласно перечню видов работ, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполненияобязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570). Кроме того, заказчик не указал в документации порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств в соответствии с данным Постановлением.
Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято постановление Правительства N 570, в котором определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).
Указанный перечнь включает в себя следующие виды работ:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Инженерная подготовка территории
4. Инженерная защита территории
5. Свайные работы
6. Устройство фундаментов и оснований
7. Возведение несущих конструкций
8. Возведение наружных ограждающих конструкций
9. Устройство кровли
10. Фасадные работы
11. Внутренние отделочные работы
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
14. Устройство внутренних трубопроводных систем
15. Устройство внутренних слаботочных систем
16. Установка подъемно-транспортного оборудования
17. Монтаж технологического оборудования
18. Пусконаладочные работы
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
23. Устройство наружных сетей газоснабжения
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
25. Работы по обустройству автомобильной дороги
26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
27. Устройство трубопроводов
28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
29. Устройство туннелей
30. Устройство штолен
31. Устройство искусственных сооружений
32. Дноуглубительные и водолазные работы
33. Гидротехнические работы
34. Благоустройство
Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно постановлению Правительства N 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам "а" - "в" пункта 2 постановления Правительства N 570:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила N 1042).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является строительство ливневой канализации.
Код ОКПД 2 -43.22.11.190 "Работы строительные специализированные по монтажу водопроводных и канализационных систем прочие, не включенные в другие группировки".
Сведения о видах и объемах работ по объекту содержаться в техническом задании и в сводном сметном расчете стоимости строительства.
Так, согласно пункту 3.1 технического задания, пункту 1 сводного сметного расчета стоимости строительства в состав выполняемых работ входит устройство наружных электрических сетей (п. 19 Перечня).
Так, согласно пункту 3.3 технического задания, пункту 2 сводного сметного расчета стоимости строительства в состав выполняемых работ входит устройство наружных сетей канализации (п. 20 Перечня).
Так, согласно пункту 3.4 технического задания, пункту 3 сводного сметного расчета стоимости строительства в состав выполняемых работ входит благоустройство (п. 34 Перечня).
Таким образом, указанные действия заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, подпункты "а", "б" пункт 2 постановления Правительства N 570.
Следовательно, довод в данной части является обоснованным.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства N 570 порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами N 1042.
Из пункта 7 Правил N 1042 следует, чтоза ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Таким образом, заказчик нарушил частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, подпункт "в" пункта 2 постановления Правительства 570.
Следовательно, данный в данной части является обоснованным.
3.По мнению ООО "Перспектива" заказчик в документации об электронном аукционе установил разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, что вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Из пункта 13.2. проекта контракта следует, что способ обеспечения исполнения контракта определяется Подрядчиком самостоятельно. Обеспечение предоставляется до заключения контракта.
Разделом 13 проекта контракта предусмотрены варианты обеспечения исполнения контракта:
- в виде банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (пункт 13.3 проекта контракта).
- внесения денежных средств в обеспечение исполнения настоящего контракта подтверждается платежным поручением с отметкой банка об оплате (оригинальной выпиской из банка в случае, если перевод денежных средств осуществляется при помощи системы "банк-клиент"). Денежные средства в обеспечение исполнения настоящего контракта должны быть перечислены не позднее срока заключения настоящего контракта и находятся на данном расчетном счете до полного исполнения Подрядчиком обязательств по контракту. Денежные средства, внесенные подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются заказчиком при условии надлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту в течение 14 банковских дней (пункт 13.5 проекта контракта).
На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя в данной части, указывающий на разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта не нашел своего подтверждения.
Следовательно, довод ООО "Перспектива" в указанной части является необоснованным.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 2.6. проекта контракта установлено, что работы оплачиваются заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 рабочих дней с момента подписания обеими сторонами акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма NКС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма NКС-3) и на основании счета (счета - фактуры) подрядчика.
Таким образом, в действиях заказчика имеется нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива"частично обоснованной.
2.Признать жалобу индивидуального предпринимателя обоснованной.
3.Признать в действиях муниципального казенного учреждения "Дирекция муниципального заказа" городского округа "Город Йошкар -Ола"нарушение части 8, части 13.1 статьи 34, части 4 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
4.Выдать муниципальному казенному учреждению "Дирекция муниципального заказа" городского округа "Город Йошкар - Ола"обязательное для исполнения предписание.
5.Передать материалы дела N 02-06/193-17 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 02-06/193-17
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
20 ноября 2017 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - Чернова В.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
на основании своего решения от 20.11.2017 по делу N 02-06/193-17, принятого по результатам рассмотрения жалоб ООО "Перспектива", ИП. на строительство ливневой канализации по улице Анникова г. Йошкар-Олы (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru0308300022917000053 от 28.10.2017),
предписывает:
1. Муниципальному казенному учреждению "Дирекция муниципального заказа" городского округа "Город Йошкар-Ола" устранить нарушение части 8, части 13.1 статьи 34, части 4 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" для чего в срок до 11 декабря 2017 года совершить одно из следующих действий:
- отменить все протоколы составленные в ходе проведения электронного аукциона на строительство ливневой канализации по улице Анникова г. Йошкар-Олы (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru0308300022917000053 от 28.10.2017);
- внести соответствующие изменения в документацию аукциона в электронной форме на строительство ливневой канализации по улице Анникова г. Йошкар-Олы (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru0308300022917000053 от 28.10.2017) и продлить срок подачи заявок на участие в названной закупке.
- в случае необходимости отменитьэлектронный аукционN 0308300022917000053 и провести данную закупку повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
- в случае, если отсутствует необходимость в проведении данной закупки отменить электронный аукционN 0308300022917000053.
2. Оператору электронной площадки обеспечить техническую возможность исполнения пункта 1 предписания.
3. В течение 5 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 ноября 2017 г. N 02-06/193-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017