Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей ФКУ "ГУ АЗ Минфина России": Кудряшовой Н.Н., Листикова М.В.,
в отсутствие представителей ООО СтройМонтаж", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N56280/17 от 02.11.2017,
рассмотрев жалобу ООО СтройМонтаж" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ГУ АЗ Минфина России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонтно-восстановительные работы в помещениях административных зданий Министерства финансов Российской Федерации (Закупка N0373100066917000120) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N56280/17 от 02.11.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, являющиеся избыточными для данного объекта закупки, поскольку в рамках аукциона не предусмотрены работы по промышленному строительству и реконструкции зданий; работы по окраске заборов, перил, садовой мебели, пропитанной под давлением древесины снаружи домов; работы по заполнению швов между мозаикой и плитами из мрамора.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещения о проведении электронного аукциона, объектом закупки является выполнение ремонтно-восстановительных работ в помещениях административных зданий Министерства финансов Российской Федерации.
Заявитель указывает на следующие избыточные, по его мнению, требования к товарам:
- п.4 "Раствор": "Свойство 4 - Должен быть применим при чистке поверхностей, подверженных воздействию водорослей, плесени и грибка";
- п.6 "Смесь тип 1": "Свойство 1 - Должна быть применима для заполнения швов между настенной и напольной керамической плиткой, мозаикой, плит из мрамора и бетона";
- п.26 "Утеплитель": "Свойство 2 - Должен быть минераловатной плитой на синтетическом связующем, предназначенной для применения в качестве основного теплоизоляционного слоя в покрытиях из железобетона, металлического профилированного настила с кровельным ковром всех типов, в том числе без устройства защитных стяжек в гражданском и промышленном строительстве при новом строительстве и реконструкции зданий и сооружений различного назначения;
- п.30 "Краска тип 4": "Свойство 2 - Должна быть предназначена для обработки бревенчатой, пиленой и строганой деревянной поверхности, а также разного рода деревянных плит и пропитанной под давлением древесины снаружи домов согласно инструкции по применению".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установление требований к универсальным товарам по п.26 и п.30, например смесям, которые подходят как для заполнения швов между настенной и напольной керамической плиткой, так и для заполнения швов между мозаикой, плит из мрамора и бетона, не только не ограничивает конкуренцию, но и способствует увеличению количества потенциальных участников закупки.
Представитель Заказчика также пояснил, что в канализационных стоках зданий обитают микроводоросли (в том числе одноклеточные) размером до 2 мм, которые несут угрозу жизни и здоровью человека, поэтому установление требований к товару по п.4 обусловлено потребностью Заказчика в качественном и эффективном выполнении работ.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представители Заявителя отсутствовали, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование о сроке хранения отдельных товаров, превышающим срок выполнения работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что во избежание выполнения работ из просроченных материалов, Заказчик устанавливает требования к остаточному сроку хранения на дату поставки и гарантийному сроку хранения на дату поставки с максимально-возможным сроком хранения.
Представитель Заказчика также пояснил, что при выполнении работ с использованием конкретного товара, существует риск нарушения Исполнителем срока выполнения работ, что может повлечь выполнение работ с применением товара с истекшим сроком хранения.
На заседании Комиссии Управления представители Заявителя отсутствовали, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно:
- п.1 "Грунтовка тип 1": "Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С - Не менее 0,5 Не более 3 час";
- п.2 "Шпатлевка тип 1": "Прочность на сжатие - Не менее 3 МПа";
- п.3 "Краска тип 1": "Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С - Не более 60 минута";
- п.5 "Штукатурка тип 1": "Прочность на сжатие - не менее 4 МПа";
- п.6 "Смесь тип 1": "Прочность на сжатие - Не менее 15 Менее 20 МПа";
- п.7 "Грунтовка тип 2": "Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С - Не более 24 час";
- п.8 "Смесь тип 2": "Жизнеспособность раствора - Не менее 2 час";
- п.11 "Бетон": "Средняя плотность зерен крупных заполнителей - не менее 2000 не более 3000 кг/м";
- п.13 "Штукатурка тип 2": "Прочность при сжатии - Не менее 2,5 МПа";
- п.23 "Гидроизоляция тип 2": "Температура хрупкости вяжущего - Не более -35 °С", "Теплостойкость - Не менее +100 °С";
- п.24 "Гидроизоляция тип 1": "Температура хрупкости вяжущего - Не более -35 °С", "Теплостойкость - Не менее +100 °С";
- п.25 "Гидроизоляция тип 3": "Температура хрупкости вяжущего - Не более -35 °С", "Теплостойкость - Не менее +100 °С";
- п.27 "Смесь тип 3": "Прочность сцепления - Не менее 8 кг/см2", "Способность выдержать водонапорное сопротивление без утечки воды - Не ниже 7 МПа";
- п.29 "Краска тип 3": "Время высыхания при температуре 20 °С - Не более 2 ч";
- п.30 "Краска тип 4": "Время высыхания при температуре 20 °С - Не более 1 ч", "Плотность - Не менее 0,8 кг/л".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки:
- Слова "не менее" означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;
- Слова "не более" означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки, поскольку являются избыточными требованиями, определяемыми после проведения испытаний товара. Согласно ГОСТ Р 51693-2000 "Грунтовки антикоррозионные. Общие технические условия", значение требуемого показателя "Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С" определяется после проведения испытаний над партией товара.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации по вышеуказанным товарам установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров, вместе с тем, в государственных стандартах данные характеристики указаны в виде диапазонных значений.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 6 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках требованиям к вышеуказанным товарам, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО СтройМонтаж" на действия ФКУ "ГУ АЗ Минфина России" обоснованной в части установления избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок государственному Заказчику не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии С.И. Казарин
К.А. Сомов
Исп. К.А. Сомов, 8-495-784-75-05, доб.(178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 ноября 2017 г. N 2-57-13813/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017