Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителя ФГБУ "Резерв-поставка" Росрезерва: А.В. Сивидова,
в отсутствие представителей ИП Черняк Г.Е., уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/57846/17 от 13.11.2017),
рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Резерв-поставка" Росрезерва (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы по ремонту помещения склада (Закупка N 0373400005117000010) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/57846/17 от 13.11.2017 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано:
-в разделе IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указано: В случае указания требуемого значения с использованием символов "[ ]", "()" или "*" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, которое не может изменяться. В случае если требуемое значение параметра материала сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить показатель в виде диапазона, не включая крайние значения, не шире указанных крайних значений; в инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), размещенной в документе "VII. Требования к материалам.docx" указано: В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.
Таким образом, в разделе IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" Заказчиком установлено требование, что "от" и "до", "от" или "до" означает диапазон значений и не включает крайние значения. В инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), размещенной в документе "VII. Требования к материалам.docx", Заказчиком установлено противоречащее вышеописанному требование о том, что "от" и "до", "от" или "до" означает конкретный показатель из данного диапазона и включает крайние значения.
В разделе IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" Заказчиком установлено требование: символ "*" указывает на то, что данный показатель не может изменяться. В инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), размещенной в документе "VII. Требования к материалам.docx", Заказчиком установлено противоречащее вышеописанному требование: символ "*" указывает на то, что участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.
-в п.24 "Канат двойной свивки типа ТК, конструкции 6х19(1+6+12)+1 о.с., оцинкованный из проволок марки В, маркировочная группа 1770 н/мм2, диаметром 5,5 мм" указано: "Канат двойной свивки. Должен соответствовать ГОСТ 3070-88. Тип: ТК. Конструкция: 6х19(1+6+12)+1 о.с. Из оцинкованной проволоки (покрытие С или Ж) марка В. Маркировочная группа, 1770 Н/мм2. Точность: нормальная или повышенная. Диаметр, мм: 5,5-5,8". В инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), размещенной в документе "VII. Требования к материалам.docx" указано: Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, включая крайние значения. Согласно ГОСТ 3070-88 "Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6х19(1+6+12)+1 о.с. Сортамент" диаметр каната имеет конкретное значение, например, 5,5 мм или 5,8 мм. Следовательно, требование Заказчика о том, что диаметр каната должен иметь диапазонное значение противоречит ГОСТ 3070-88. Кроме того, Заказчиком одновременно установлены два требования к диаметру каната: конкретное в наименовании материала "5,5 мм" и диапазонное "5,5-5,8" мм в столбце "Требуемые технические характеристики".
-в п.12 "Кирпич керамический одинарный, размером 250х120х65 мм, марка 100" указано: "Длина кирпича [250] мм. Ширина кирпича 60 мм. Толщина кирпича не более 88 мм". Заказчиком в наименовании материала указаны конкретные требования к размерам кирпича керамического одинарного: "250х120х65 мм", при этом одновременное установление диапазонных требований к ширине кирпича "
60 мм" и толщине кирпича "не более 88 мм" в столбце "Требуемые технические характеристики" может вводить участников закупки в заблуждение.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению соответствия закупаемых работ и товаров установленным в аукционной документации требованиям, определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционе, и в нарушение положений п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В жалобе Заявителя указано, что в аукционной документации установлено, что товары, к характеристикам которых предъявляются требования, должны соответствовать, в частности, ГОСТ 530-2007 "Кирпич и камень керамический", который является недействующим (отмененным), что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также, каким образом установленные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки, а также не позволяют сформировать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия ФГБУ "Резерв-поставка" Росрезерва обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также требований в инструкции по заполнению заявки, которые вводят участников закупки в заблуждение.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
С.И. Казарин
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ФГБУ "Резерв-поставка" Росрезерва
115404, г. Москва, ул. Бирюлёвская,
д. 12/корп. 3
2. ИП Черняк Г.Е.
658370, Алтайский край, Шипуновский район, с. Белоглазово, ул. Школьная 55-2
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября,
д. 9
a. ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-14184/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
16.11.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
на основании решения Комиссии от 16.11.2017 по делу N 2-57-14184/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Резерв-поставка" Росрезерва (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы по ремонту помещения склада (Закупка N 0373400005117000010) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 16.11.2017 по делу N 2-57-14184/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 16.11.2017 по делу N 2-57-14184/77-17.
6. Заказчику в срок до 20.01.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
С.И. Казарин
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 ноября 2017 г. N 2-57-14184/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017