Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителя ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России: Р.С. Гладько,
в отсутствие представителей ООО "Скорость", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 09.11.2017 NМГ/57175/17,
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной и генеральной уборке помещений и прилегающей территории здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д.11/1 (Закупка N0373400002417000038), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.11.2017 NМГ/57175/17.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на установление в аукционной документации неправомерных требований к товару, в частности:
- в п.191 "Освежитель воздуха" установлены следующие требования:
- "Общая теплота сгорания": должнабыть не10 мДж/кг;
- "Уровень и группа пожарной опасности": 1 - 4;
- "Длина распространенияпламени по струе аэрозоля": должнабыть1 мм.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы, Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы и свидетельствующие об установлении Заказчиком неправомерных требований к товару п.191 "Освежитель воздуха".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, используемых при оказании услуг, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, в частности, установление Заказчиком в аукционной документации таких требований к товарам п.134 "Очиститель -кондиционер для кожи", п.147 "Туалетная бумага", п.164 "Мыло туалетное".
Так, например, в п.134 "Очиститель-кондицинер" установлено "Температура вспышки: не более 300 °С", что по мнению Заявителя, является избыточной характеристикой, так как в соответствии с п.2.2.3 ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения", метод определения температуры вспышки заключается в нагревании определенной массы вещества с заданной скоростью, периодическом зажигании выделяющихся паров и установлении факта наличия или отсутствия вспышки при фиксируемой температуре.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в отношении вышеуказанных товаров 10.11.2017 внесены изменения в аукционную документацию, в соответствии с Предписанием по делу от 24.10.2017 N2-57-13030/77-17.
Также, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, используемых при оказании услуг, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации в том числе следующих требований:
- в п.12 "Песок" установлены следующие требования:
- "Полный остаток на сите N 063 30 _ 75* % по массе",
- "Максимальное Содержание в песке зерен крупностью менее 0,16 мм* Не более 15 % по массе",
- "Максимальное Содержание в песке зерен крупностью св 5 мм* Не более 20% по массе",
- "Максимальное Содержание в песке зерен крупностью св 10 мм* Не более 5% по массе",
- "Максимальное Содержание пылевидных и глинистых частиц в песке Не более 3% по массе",
- "Максимальное Содержание глины в комках в песке Не более 0,5% по массе";
- в п.228 "Концентрированное жидкое пенное моющее средство" установлено следующее требование:
- "Средняясмертельная доза привведении вжелудок и при нанесении на кожу должныбыть более 2500 мг/кг".
По мнению Заявителя, значение по вышеуказанным параметрам товаров не сообщаются конечному потребителю и известны только производителю при проведении первоначальных испытаний для сертификации товара.
- в п.242 "Отбеливатель" установлены следующие требования:
- "Коэффициентсветопропускания От 20 %",
- "Массовая концентрация железа 0,01-0,05 г/дм3", при этом данные параметры не определяются (только по специальному запросу потребителя) и не указывается в маркировке, согласно ГОСТ 11086-76 "Государственный стандарт Союза ССР. Гипохлорит натрия. Технические условия".
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены необъективные требования к товарам, а именно:
- в п.228 "Концентрированное жидкое пенное моющее средство":
- "Состав действующихвеществ: полигексаметиленгуанидин гидрохлорид недолжен равняться 10%", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, так как, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, не представляется возможность определить допускаются ли значения более 10 или менее 10.
Вместе с тем, в силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
- в п.198 "Известь":
- "Вид: должна быть воздушная, негашеная",
- "Непогасившиеся зерна должно быть не более 20% по массе", что, по мнению, Заявителя вводит в заблуждение участников закупки, так как при установленном требовании о предоставлении негашеной извести Заказчиком требуется указать % по массе непогасившихся зерен.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст. 33, ч.2 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" на действия ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п.1,2 ч.1,2 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Д.А. Сологов
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова
8 (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 ноября 2017 г. N 2-57-13990/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017