Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей ГКУ г. Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы": Г.П. Осипова, Е.О. Шувалова, К.С. Клягина, А.С. Русакова,
при участии представителя Департамента города Москвы по конкурентной политике: Д.Ф. Гильманова,
в отсутствие представителей ООО "Бизнес-Премиум", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/58030/17 от 14.11.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Бизнес-Премиум" (далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту в ГБУ КСЖД, по адресу: г.Москва, Пятницкое шоссе, д.31, корп.2 (Закупка N 0173200001417001001) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.11.2017 N МГ/58030/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования о том, что участниками закупки могут являться только члены саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, поскольку Заказчиком в документации о закупке установлено только требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки выписки из реестра саморегулируемых организаций, при этом не установлены следующие требования:
- не установлено требование о том, что участниками закупки могут быть только участники саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- не установлено требование о том, что участник закупки, являющийся членом саморегулируемой организации должен иметь право выполнять обозначенные работы в соответствии с приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации";
- не установлено требование о том, что саморегулируемая организация в которой состоит участник закупки должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- не установлено требование о том, что совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено что, при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в п. 15.1 информационной карты аукционной документации установлено требование о том, что участники закупки должны быть членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При этом, Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих указанный довод, в частности, отсутствует указание на положения законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми государственные и муниципальные заказчики должны включать в положения документации о закупке следующие положения:
- требование о том, что участник закупки, являющийся членом саморегулируемой организации должен иметь право выполнять обозначенные работы в соответствии с приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации";
- требование о том, что саморегулируемая организация в которой состоит участник закупки должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- требование о том, что совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требования "Долговечность ПВХ профилей, стеклопакетов и уплотняющих прокладок: 10 лет" к товару "Блоки оконные тип 1", поскольку в соответствии с ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" долговечность уплотняющих прокладок должна быть не менее 5 лет, что, по мнению Заявителя, является завышенным требованием, а также поскольку в соответствии с ГОСТ 23166-99 долговечность ПВХ профилей должна быть не менее 20 лет.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование к долговечности уплотняющих прокладок установлено не противоречит требованиям ГОСТ 23166-99, поскольку значение 10 лет не противоречит требованию "не менее 5 лет".
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что табл. 4 ГОСТ 23166-99 установлено, что долговечность уплотняющих прокладок должна быть не менее 5 (10) условных лет эксплуатации, при этом, согласно примечанию к табл.4 ГОСТ 23166-99 значения долговечности, указанные в скобках устанавливают в нормативных документах на конкретные виды изделий. Исходя из положений табл. 2 с учетом примечания 3 к указанной таблице ГОСТ 30674-99 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия" долговечность уплотняющих прокладок, применяемых при производстве блоков оконных с 01.07.2002 должна быть 10 условных лет эксплуатации.
Также, представитель Заказчика пояснил, что значение " 10 лет" при описании характеристики "Долговечность ПВХ профилей, стеклопакетов и уплотняющих прокладок" товара "Блоки оконные тип 1" установлено из требований к наименьшей долговечности одного из компонентов оконного блока - уплотняющей прокладки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих указанные доводы жалобы, а также свидетельствующих о то, что указанные положения документации о закупке могут вводить участников закупки и повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес-Премиум" на действия ГКУ г. Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России от 14.11.2017 N МГ/58030/17.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.А. Орехов
Д.А. Сологов
Исп. Д.А. Орехов (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 ноября 2017 г. N 2-57-13243/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017