Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного государственного начальника отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Главного государственного начальника отдела проверок государственных закупок Грешневой Д.С.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. Братьев Бахрушиных ДЗМ": Пановой И.С.,
ООО "СТРОЙКВЕСТ": Самсоновой Н.А..
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙКВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. Братьев Бахрушиных ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по внешней уборке территории и вывозу снега в зимний период 2017-2018 года (Закупка N 0373200052817000204) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.11.2017 NМГ/57418/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя в составе аукционной документации Заказчика отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении аукциона, а также п. 5 Информационной карты начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 057 459,71 руб.
На основании п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно доводам жалобы, в техническом задании аукционной документации Заказчика указана начальной (максимальной) цены контракта согласно которому начальная (максимальная) цена контракта по данному аукциону составляет: 2 236 369, 25 (Два миллиона двести тридцать шесть тысяч триста шестьдесят девять рублей 25 копеек), в т.ч. НДС 18%, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить начальную (максимальную) цену контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу согласования начальной (максимальной) цены контракта указано следующее: "Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 2'236'369,25 (два миллиона двести тридцать шесть тысяч триста шестьдесят девять рублей 25 копеек), в т. ч. НДС 18%", "По решению рабочей группы ДЗМ применен коэффициент снижения 0,92. С применением коэф. НМЦ - 2 057 459,71 руб. (Два миллиона пятьдесят семь тысяч четыреста пятьдесят девять рублей 71 копейка)".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчик устанавливает требования к материалам, не учтенные при расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), таким как: "Известь хлорная", "Моющее средство для асфальтового покрытия", "Многофункциональное моющее средство", "Средство для очистки уличных поверхностей", "Средство для локального удаления жевательной резинки, наклеек, граффити", "Средство для дезинфекции и мытья урн", таким образом, рассмотрение заявок с учетом вышеуказанных материалов, не учтенных при расчете НМЦК является неправомерным.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары учтены при расчете НМЦК, а также используются при выполнении определенных работ, например: "Средство для дезинфекции и мытья урн" используется при уходе за урнами на придомовых и внутриблочных территориях, очистка урн опрокидывающихся от мусора
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем установления в аукционной документации требований к вышеуказанным товарам которые, по мнению заявителя не учтены при расчете НМЦК, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы, в инструкции по заполнению заявок указано:
"Скобки "|_|", заключающие в себя требуемое диапазонное значение, означают, что данный диапазон необходимо расширить, при этом под расширением диапазона подразумевается указание нижней границы диапазоне менее, а верхней границы диапазона более, чем указано в требованиях документации. Скобки "[_]", заключающие в себя требуемое диапазонное значение, означают, что данный диапазон нельзя сузить, под сужением диапазона подразумевается указание нижней границы диапазона более, а верхней границы диапазона менее, чем указано в требованиях документации. В случае комбинации требований к диапазонному значению с помощью указанных выше символов (|, [, ]), данные требования применяются к верхней и нижней границе диапазона в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявок, например, символ "|" применительно к нижней границе диапазона, эквивалентен требованию "менее", а применительно к верхней границе диапазона эквивалентен требованию "более". Символ "[" применительно к нижней границе диапазона эквивалентен требованию "не более". Символ "]" применительно к верхней границе диапазона эквивалентен требованию "не менее".
По мнению Заявителя данные положения инструкции слишком сложны для понимания. Кроме того, эти и некоторые другие символы (например, "около", "должно быть диапазоном", "диапазон", "в диапазоне", "пределы", "в пределах", "интервал", "в интервале", "ориентировочно" не используются в Форме 2, таким образом установление неиспользуемых может вводить участников закупки в заблуждение.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении вышеуказанных положений инструкции по заполнению заявки, а также каким образом не используемые в аукционной документации символы при описании требований к товарам нарушают законные права и интересы Заявителя. Также Заявителем не представлено документов и сведений свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы для материала по п.2 "Известь хлорная" Заказчик установил требование: Срок годности хлорной извести при мелкой фасовке: не менее 1 с даты изготовления года, что по мнению Заявителя данное требование является излишним, так как не может повлиять на ход и качество выполняемых работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к сроку годности установлены на основании п.3.2.3 ГОСТ Р 54562-2011 срок годности хлорной извести, предназначенной для розничной торговли (мелкая фасовка), составляет для 1-го сорта - 3 года, 2-го сорта - 1 год с даты изготовления.
Также в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в п.5 "Средство для очистки уличных поверхностей" установлено требование: "Должно обладать хорошим пенообразованием и моющими свойствами. Рабочая температура более +5°С, не повреждает поверхность обрабатываемых изделий должно эффективно работать в воде любой жесткости", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в инструкции по заполнению заявки указано: "Эксплуатационные характеристики (температура применения, температура эксплуатации, температура рабочей среды, рабочая влажность, Расход) необходимо указывать в диапазоне, при этом границы диапазона должны соответствовать настоящей инструкции", при этом, Заявителю не ясно как указывать температуру в виде диапазона (то есть как указать минимальное и максимальное значение), если Заказчиком установлено только минимально допустимое значение.
На заседании Комиссии Уравнения представитель Заказчика пояснил, что достаточно указать значение более +5, кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в данном аукционе подано 16 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок по вышеуказанным требования, что также свидетельствует о возможности заполнения заявки с учетом требований Заказчика.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем установления в аукционной документации требований к сроку годности извести и рабочей температуре, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в п.6 "Щебень и гравий из горных пород" установлено требование: Фракция: [От 5 до 10] или [от 3 до 10] мм, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "Скобки "[_]", заключающие в себя требуемое диапазонное значение, означают, что данный диапазон нельзя сузить, под сужением диапазона подразумевается указание нижней границы диапазона более, а верхней границы диапазона менее, чем указано в требованиях документации"; "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: при сопровождении словами "от", "до" указываются в рамках установленного диапазона, в виде диапазонного значения, не включая пограничные показатели", при этом, не предоставляется возможным одновременно не сужая диапазон и указать значения, не включая крайние.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить правомерность установления вышеуказанного требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что на участие в данном аукционе подано 16 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок на участие в данном аукционе по вышеуказанным положениям инструкции по заполнению, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки, таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
6. В аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при оказании услуг, например как:
- В п.2 "Известь хлорная" Заказчиком установлены требования, такие как: "Массовая доля активного хлора", "Коэффициент термостабильности",
- В п.3 "Моющее средство для асфальтового покрытия" Заказчиком установлены требования, такие как: "Время воздействия",
- В п.4 "Многофункциональное моющее средство" Заказчиком установлены требования, такие как: "НПАВ", "АПАВ", "Хлористый натрий", "d-Лимонен",
- В п.7 "Средство для локального удаления жевательной резинки, наклеек, граффити" Заказчиком установлены требования, такие как: "НПАВ", "АПАВ", "Хлористый натрий", "d-Лимонен",
- В п.8 "Средство для дезинфекции и мытья урн" Заказчиком установлены требования, такие как: "Неорганическая кислота", "Органическая кислота", "Перекись водорода", "Изопропанол", "Вода",
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью, из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации заказчика установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как п.2 "Смеси асфальтобетонные дорожные ГОСТ 9128-2013" установлены характеристики - "Предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С", "Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С", "Пористость минеральной части", "Водостойкость", "Вид асфальтобетонной", "Наибольший размер зерен", "Содержание зерен размером , мм, не более 10*, в % по массе", "Содержание зерен размером , мм, не более 5*, в % по массе", при этом термостабильность определяют п.7.5 ГОСТ Р 54562-2011 "Определение коэффициента термостабильности", а именно, согласно п. 7.5.1.2 ГОСТ Р 54562-2011 "Известь хлорная. Технические условия Подготовка пробы" 14-16 г хлорной извести взвешивают в пробирке (результат взвешивания в граммах записывают с точностью до второго десятичного знака). Пробирку закрывают резиновой пробкой со вставленной в нее стеклянной трубкой. Конец трубки должен находиться на 5-10 мм выше уровня поверхности продукта. Пробирку с продуктом помещают в водяной термостат так, чтобы весь продукт был погружен в воду, и выдерживают при температуре (85_1) °С в течение 2 ч. После этого пробирку вынимают из термостата, закрывают пробкой и охлаждают до комнатной температуры.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления к характеристикам товаров, которые не предоставляется возможным определить на момент подачи заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что на участие в данном аукционе подано 16 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок на участие в данном аукционе по вышеуказанным требованиям, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки, таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙКВЕСТ" на действия ГБУЗ "ГКБ им. Братьев Бахрушиных ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также положений инструкции.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч. 1, ч.2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.С. Грешнева
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 ноября 2017 г. N 2-57-14120/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017