Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Горд уз,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У Несиева,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО МГЛУ: О.В. Барановой, Ю.В. Горюшкина,
в отсутствие представителей ООО "СтройСервис", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/58651/17 от 16.11.2017,
рассмотрев жалобу ООО "СтройСервис" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО МГЛУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы по капитальному ремонту помещений цокольного этажа с применением материалов подрядчика (пр.Ростокинский) (Закупка N 0373100104817000035) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/58651/17 от 16.11.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к использованию при выполнении работ, так например: -п.2 "Смесь сухая штукатурная цементно-известково-песчаная" (Жизнеспособность раствора), -п.1 "Грунтовка" (Время высыхания до степени 3), -п.9 "Олифа комбинированная" (Срок высыхания), -п.21 "Шпатлевка водно-дисперсионная акриловая" (Время полного высыхания), -п.36 "Клей резиновый" (Сопротивление отслаиванию; Сопротивлению отрыву), -п.37 "Герметик строительный" (Образование поверхностной пленки), п.8 "Краска водоэмульсионная Краска водоэмульсионная" (Время высыхания слоя до степени 3), п.38 "Краска водно-дисперсионные краски" (время высыхания), -п.47 "Олифа натуральная" (Скорость высыхания соответствует 3 степени при температуре воздуха в 20-22 °С).
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Вместе с тем, например, конкретный показатель характеристики "Скорость высыхания соответствует 3 степени при температуре воздуха в 20-22 °С" для товара п.47 "Олифа натуральная" согласно ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия" определяют по ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания".
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также, по мнению Заявителя, в Технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
-в п.47 "Олифа натуральная" установлены идентичные параметры, а именно "Скорость высыхания соответствует 3 степени при температуре воздуха в 20-22 °С" и "Время высыхания при температуре (20 +/- 2) °C";
-в п.23 установлены требования к двум различным товарам "Гипсовые вяжущие" и "Втулки В22";
-в п.29 "Антисептик" заполнена графа "наименование показателей товара: среда", при этом требуемое значение отсутствует, что вводит участника закупки в заблуждение;
-п.30 "Грунтовка" установлен показатель "тип: 2", при этом, согласно ГОСТ 23343-78 "Грунтовка ГФ-0119" данный параметр не нормируется;
-п.4 "Сетка сварная из арматурной проволоки" установлен параметр "толщина прутка", при этом данный параметр не регламентируется государственным стандартом.
-п.22 "Хомут металлический с шурупом для крепления трубопроводов диаметром 25-30 мм" установлено требование "Хомут имеет приварную гайку и болты для фиксации труб внешним диаметром 16 мм", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку в наименовании товара указано, что "Хомут металлический с шурупом для крепления трубопроводов диаметром 25-30 мм", при этом установлено требование "Хомут имеет приварную гайку и болты для фиксации труб внешним диаметром 16 мм".
-в аукционной документации отсутствует трактовка знака ";", что вводит участника закупки в заблуждение (в частности п.Клей 88-СА: рабочая температура: минимальное значение: не более минус 50 °С; максимальное значение: не менее +60 °С).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы в части установления неправомерных требований по п.23 "Гипсовые вяжущие" и "Втулки В22", п.29 "Антисептик", п.30 "Грунтовка",
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, по мнению Заявителя, в Технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, а именно:-в п.1 "Грунтовка" установлены требования, которые по совокупности соответствуют товару Грунтовка СТ 19, при этом, согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021" грунтовка предназначается для грунтования металлических и деревянных поверхностей под покрытия различными эмалями, что свидетельствует о противоречивых требованиях.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товара установлены на основании ГОСТ 25129-82, при этом противоречие по данному пункту отсутствует.
-п.8 "Краска водоэмульсионная": "рН: От 6.8 до 8.2*", "Морозостойкость (для фасадных разновидностей): 5 циклов", "Время высыхания слоя до степени 3 не более 24 ч". В жалобе указано, что согласно, ГОСТ 25129-82 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия" уровню pH "от 6.8 до 8.2", соответствует краска ВД-ВА-224, при этом, согласно данным производителя, под данное описание подходит краска исключительно ВЭАК.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в совокупности характеристик к товару также соответствует краска "РАДУГА".
-п."Лента эластичная самоклеящаяся для профилей направляющих": "длина 50 м", "ширина не менее 30 мм". В жалобе указано, что согласно данным производителей для ленты эластичной самоклеящей для профилей направляющих установлена длина 30 м, а ширина 50 мм.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил доказательств, каким образом вышеуказанные требования нарушают законные права и интересы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройСервис" на действия ФГБОУ ВО МГЛУ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ФГБОУ ВО МГЛУ
119034, г. Москва, ул. Остоженка,
дом 38/строение 1
2. ООО "СтройСервис"
142600, Московская обл.,
г. Орехово-Зуево, ул.Бабушкина, д.2а, офис 40
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119435, г. Москва,
ул. Большой Саввинский переулок,
д. 12, стр. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-14388/17-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
21.11.2017 Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Горд уз,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У Несиева,
на основании решения Комиссии от 21.11.2017 по делу N 2-57-14388/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "СтройСервис" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО МГЛУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы по капитальному ремонту помещений цокольного этажа с применением материалов подрядчика (пр.Ростокинский) (Закупка N 0373100104817000035) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 21.11.2017 по делу N 2-57-14388/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 21.11.2017 по делу N 2-57-14388/77-17.
6. Заказчику в срок до 20.01.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 ноября 2017 г. N 2-57-14388/17-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2017