Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок
А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова" Минздрава России: А.Б. Поклонской, М.А. Бариновой,
ООО "ГК-65": Н.Е. Тихомирова,
рассмотрев жалобу ООО "ГК-65" (далее - Заявитель) на действия
ФГБУ "НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проектные и изыскательские работы объекта капитального строительства "Реконструкция с пристройкой и надстройкой детского корпуса - 1 очередь" ФГБУ "НМИЦ ТО им Н.Н.Приорова" Минздрава России (Закупка N 0373100068317000161) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении конкурсной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.11.2017 NМГ/59625/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы проектом контракта Заказчика не предусмотрены условия контракта, установленные в соответствии ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе.
Также в составе жалобы указано, что в п. 3.16.7 конкурсной документации Заказчиком установлено, что "Обеспечение заявки может быть удержано в следующих случаях: - уклонения победителя конкурса от заключения договора; - уклонение участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, от заключения договора, в том случае, если победитель конкурса уклонился от заключения договора; - уклонения участника конкурса, подавшего единственную заявку на участие в конкурсе от заключения договора, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией", что, по мнению Заявителя, является неправомерным и нарушает ч.13 ст.44, ч.5 ст.54 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.13 ст.44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
В силу ч.5 ст.54 Закона о контрактной системе при уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы, а также пояснил, что вышеуказанные нарушения Заказчиком устранены самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию 24.11.2017.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.2 ст.34, ч.13 ст.44, ч.5 ст.54 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в конкурсной документации установлены неправомерные требования к участникам закупки, которые противоречат положениям Закона о контрактной системе, а именно: "пп.5 п.1.7 Информационной карты: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Также в составе жалобы указано, что в конкурсной документации отсутствуют предусмотренные Законом о контрактной системе единые требования к участникам закупки в соответствии с п.7.1, п.8, п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Также в составе жалобы указано, что Заказчиком в конкурсной документации, в нарушение ч.1, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, установлены неправомерные требования к участникам закупки, а именно: "п.1.7 Информационной карты: При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки (в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе): 7) Наличие ежегодной выручки за 2016 год и за последний прошедший отчетный период не менее, чем 100 % от начальной (максимальной) цены договора (строка 2110 формы N 2 "Отчёт о прибылях и убытках (финансовых результатах)", подтверждается копиями форм N 1 "Бухгалтерский баланс" и форм N 2 "Отчет о прибылях и убытках" за 2016 и за последний прошедший отчетный период); 8) Наличие за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, ежегодного собственного положительного опыта по проектированию объектов капитального строительства в качестве проектировщика. Стоимость выполненных работ по одному объекту должна быть не менее 30% от начальной (максимальной) цены договора. Сведения подтверждаются предоставлением копий положительных заключений экспертизы и копий договоров и документов, подтверждающих стоимость выполненных работ (акты о приемке выполненных работ и т.п.)".
В силу п.2 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса Заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст.51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; участник закупки не является офшорной компанией.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Представитель Заказчика согласился с доводами жалобы и пояснил, что вышеуказанные нарушения Заказчиком устранены самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию 24.11.2017.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в конкурсной документации размещена Форма N6.3 для предоставления сведений о квалификации участника закупки в соответствии с нестоимостными критериями оценки заявок. Вместе с тем, Форма N6.3 не позволяет предоставить сведения о квалификации участника закупки в соответствии с нестоимостными критериями оценки заявок, поскольку указанная Форма N6.3 содержит в себе расчет цены договора.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе установлены неправомерные требования, а именно: "п.3.3.2. _при этом срок подачи заявок продлевается, чтобы до даты окончания срока подачи заявок он составлял 10 раб. дней".
Кроме того, в составе жалобы указано, что Заказчиком в нарушение ст.51 Закона о контрактной системе установлены неправомерные требования к участника закупки, а именно: "п.3.6.7. _В целях создания равных конкурентных условий для всех участников конкурса, лица, выступающие на стороне одного участника конкурса (в случае множественности лиц на стороне одного участника конкурса_".
Также в составе жалобы указано, что Заказчиком установлены требования к оформлению заявки, противоречащие положениям Закона о контрактной системе, а именно: "1.1.14. Копия документа - копия документа с печатью "КОПИЯ ВЕРНА", заверенная подписью уполномоченного лица и скрепленная печатью организации".
В силу ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.
Согласно ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.
В силу ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Представитель Заказчика согласился с доводами жалобы и пояснил, что вышеуказанные нарушения Заказчиком устранены самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию 24.11.2017.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ст.49, ст.51 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно не установлена зависимость и пропорциональность расчета и оценки баллов нестоимостного критерия "Качество выполнения работ" в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N1085).
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Постановлением Правительства N1085 определены правила порядка оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
Согласно п.3 Постановления Правительства N1085 "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов <1>) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
Выявлению лучшего предложения об исполнении контракта в наибольшей степени способствует установление в порядке оценки заявок на участие в закупке формулы расчета количества баллов, предусмотренную Постановлением Правительства N1085, в случае если предметом оценки по нестоимостному критерию (показателю) является количество качественной, квалификационной характеристики (например, количество исполненных участником закупки контрактов).
Представитель Заказчика согласился с доводом жалобы и пояснил, что вышеуказанные нарушения Заказчиком устранены самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию 24.11.2017.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки, а именно "Опись документов требуется выписка из ЕГРЮЛ не ранее чем за 3 (три) месяца со дня размещения в ЕИС", что нарушает пп.б п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
В силу ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Представитель Заказчика согласился с доводом жалобы и пояснил, что вышеуказанные нарушения Заказчиком устранены самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию 24.11.2017.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГК-65" на действия ФГБУ "НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова" Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.2 ст.34, ч.13 ст.44, ч.5, ст.54, ч.6 ст.31, ч.4 ст.49, ч.8 ст.32, ч.1 ст.50, ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
Д.А. Сологов
исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 ноября 2017 г. N 2-57-14710/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2017