Резолютивная часть объявлена 22.11.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 27.11.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Центр поставок Профит" (далее - Заявитель) от 15.11.2017 N1783-ж на действия Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг физической охраны (извещение N0387200020517000022) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего и сформировавшего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:
1. Действиями Заказчика, не надлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчик установил требование к декларированию участниками п.7 ст.31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет.
3. Заказчик не установил требование к декларированию участниками п.7.1 ст.31 Закона о контрактной системе, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет.
4. Заказчик не указал в проекте контракта Идентификационный код закупки.
5. Заказчиком в соответствии с контрактом нарушен Закон о контрактной системе Статья 30 часть 8 - срок оплаты в контракте установлен с условием, выполнение которого приведет к нарушению законного срока оплаты.
6. Заказчиком нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контраткной системе - неверно установлены штрафы.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг физической охраны (извещение N0387200020517000022) размещены на официальном сайте единой информационной системы 01.11.2017.
Проанализировав извещение и аукционную документацию Комиссией Управления было установлено, что в извещении Заказчиком указано следующее: дата и время начала подачи заявок 01.11.2017 15:19, дата и время окончания подачи заявок 16.11.2017 10:00.
Между тем, в пункте 18 аукционной документации Заказчиком установлено следующее.
18 |
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе |
Участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе подать заявку на участие в электронном аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до 09 часов 00 минут "16" ноября 2017 года. |
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контраткной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В нарушение требований части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Заказчиком в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона указано различное время окончания подачи заявок на участие в аукционе (09-00 часов и 10-00 часов соответственно).
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 035 653 (Пять миллионов тридцать пять тысяч шестьсот пятьдесят три) рубля 33 копейки.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ предусмотрено следующее:
1. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
2. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Пятнадцатый день до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе выпадает на 16.11.2017, следовательно, Заказчику необходимо, с целью соблюдения части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, установить срок либо до 16.11.2017 23:59, либо до 16.11.2017 18:00 (конец рабочего дня), либо до 17.11.2017 (любое время).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. По второму и тетьему доводу Заявителя Комиссия Уравления отмечает следующее.
1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определен состав второй части заявки на участие в электронном аукционе, которая в том числе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 21 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" Заказчиком установлены требования к составу второй части заявок. Так, побпунктом 2 пункта 21 установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника аукциона следующим требованиям:
"отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации"
Аналогичное требование установлено в пункте 15 "Единые требования к участникам закупки" аукционной документации.
Таким образом, в аукционной документации требование пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, изложено Заказчиком в редакции Закона о контрактной системе действовавшей до 09.01.2017: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Требование, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в подпункте 2 пункта 21 и пенкте 15 аукционной документации отсутствует.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, не установление заказчиком в документации об аукционе обязательных требований к составу второй части заявки, прямо установленных в Законе о контрактной системе, равно как и установление данных требований в недействующей редакции является нарушением требований части 3 статьи 7, пункта 7 и пункта 7.1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. По четвертому доводу Заявителя Комиссия Управления отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе в проекте контракта идентификационный код закупки не указан.
4. По пятому доводу Заявителя Комиссия Управления отмечает следующее.
Проектом контратка Заказчиком установлено следующее.
"2.4.4. Расчет осуществляется ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, за оказанные и принятые Заказчиком в отчетном месяце услуги на основании подписанного Заказчиком Акта об оказанных услугах и представленного Исполнителем счета. В случае, если отчетным месяцем является декабрь, расчет осуществляется не позднее 26 декабря.
2.4.5. В случаях, предусмотренных пунктом 2.6 Контракта, оплата оказанных услуг (части услуг) производится в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления Заказчику от Исполнителя денежных средств в счет уплаты в полном объеме начисленной и выставленной Заказчиком неустойки (штрафа, пени) и (или) возмещения Исполнителем убытков, согласно предъявленным Заказчиком требованиям, на основании подписанных Заказчиком Актов об оказанных услугах и представленных Исполнителем счетов.
2.5. В случае начисления Заказчиком Исполнителю неустойки (штрафа, пени) и (или) предъявления требования о возмещении убытков, Стороны подписывают Акт взаимосверки обязательств по Контракту, в котором, помимо прочего, указываются: сведения о фактически исполненных обязательствах по Контракту, сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями Контракта, размер неустойки (штрафа, пени) и (или) убытков, подлежащей взысканию, основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени) и (или) убытков, итоговая сумма, подлежащая оплате Исполнителю по Контракту.
В случае подписания Сторонами Акта сверки взаиморасчета обязательств по Контракту оплата оказанных услуг осуществляется Исполнителю за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) и (или) убытков согласно указанному Акту и на основании представленного Исполнителем счета (счет-фактуры; Акта оказанных услуг).
2.6. В случае, если при начислении Заказчиком Исполнителю неустойки (штрафа, пени) и (или) предъявления требования о возмещении убытков, Стороны не подписали Акт сверки взаиморасчета обязательств по Контракту, указанный в п. 2.5 Контракта, Заказчик вправе не производить оплату по Контракту до уплаты Исполнителем начисленной и выставленной Заказчиком неустойки (штрафа, пени) и (или) до возмещения Исполнителем убытков, согласно предъявленным Заказчиком требованиям".
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закон о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контраткной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
При условии добросовестного исполнения обязательств по государственному контракту приемка работ и их оплата осуществляется в соответствии с пунктом 2.4.4. контракта.
Содержание пункта 2.6 контракта основания для удержания заказчиком суммы неустойки связывает именно с ненадлежащим исполнением исполнителем обязательств. При условии добросовестного исполнения обязательств по контракту указанные положения контракта не применяются.
Оспариваемые положения не устанавливают порядок оплаты по контракту, а описывают механизм урегулирования взаимоотношения сторон по государственному контракту при его недобросовестном исполнении:
Оспариваемые пункты были включены в проект контракта так как, согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения и в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем ни положениями Закона о контрактной системе, ни Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ N1042, не регламентирован порядок взыскания неустоек (штрафов, пеней), подлежащих уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Гражданское законодательство, устанавливая общий принцип необходимости надлежащего исполнения обязательств (статья 309 ГК РФ), предоставляет возможность выбора одного из способов прекращения обязательства, предусмотренных главой 26 ГК РФ, в числе которых - прекращение обязательства зачетом встречных однородных требований (статья 410 ГК РФ).
Зачет как способ прекращения обязательства является односторонней сделкой, для совершения которой необходимы определенные условия: требования должны быть встречными, однородными, с наступившими сроками исполнения (пункт 2 статьи 154, статья 410 ГК РФ). В силу статьи 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Пунктом 1 статьи 410 ГК РФ установлено, что для осуществления зачета необходимо, чтобы кредитор по одному обязательству являлся должником по другому, а должник по первому выступал кредитором по второму обязательству.
На основании изложенного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) по оплате неустойки (пени) за просрочку поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и заказчика по оплате такой поставки товара (работы, услуги) являются "зачетоспособными" и в силу статьи 410 ГК РФ могут быть прекращены по заявлению одной из сторон (полностью либо частично). Возможность такого погашения встречных однородных требований сторон государственного (муниципального) контракта подтверждает и судебная практика (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 N03АП-2849/14, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 N18АП-6125/14).
На возможность удержания заказчиком суммы неустойки из суммы оплаты по государственным (муниципальным) контрактам при ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств, указывают письма и решения ФАС России от 23.05.2011 NИА/19716, от 10.12.2015 N АЦ/70978/15, от 12.07.2016 по делу NВП-348/16, письма Минфина России (письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959). Минэкономразвития России также указывает, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом размера неустойки (письма от 10.03.2016 NОГ-Д28-3630, от 02.10.2015 NОГ-Д28-12800, от 21.09.2015 NД28и-2829). Судебные инстанции поддерживают позицию ФАС России, Минэкономразвития России и Минфина России указывая в судебных актах на возможность осуществления зачета встречных требований о взыскании долга и неустойки (например, постановление Президиума от 19.06.2012 N1394/12).
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что специфика исполнения обязательств по государственным контрактам имеет особый характер, связанный с наличием публичной составляющей в рассматриваемых отношениях и направлен, прежде всего, не на обогащение заказчика, а на предупреждение исполнителя от ненадлежащего исполнения им своих обязательств, а удержание суммы штрафов (пени) при окончательном расчете является способом бесспорного взыскания договорной санкции в соответствии с условиями государственного контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
5. По шестому доводу Заявителя Комиссия Управления отмечает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа, пени устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Пунктом 9 данных правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта 5 035 653 (Пять миллионов тридцать пять тысяч шестьсот пятьдесят три) рубля 33 копейки.
Вместе с тем, в разделе 7 проекта контракта Заказчиком указано:
7. Ответственность Сторон
7.4. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом. При этом штрафы не применяются в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере 10 процентов цены Контракта.
7.11. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, в размере 2,5 процентов цены Контракта.
7.14. За неисполнение обязательств предусмотренных пунктом 3.3.7. настоящего Контракта, "Исполнитель" несет ответственность в виде штрафа в размере 1% стоимости услуг по Контракту за каждый выявленный факт нарушения каждым сотрудником
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
В соответствии с требованиям частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
Таким образом в проекте контракта документации об Аукционе за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами. Заказчиком исключена возможность снижения цены контракта ниже трех миллионов рублей, что противоречит самому принципу аукциона, как способа осуществления закупки с неограниченной возможностью снижения ценового предложения участниками аукциона.
Таким образом, заказчиком в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых заказчику, подрядчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
С учетом изложенного, Заказчиком нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также пункт 4 и 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр поставок Профит" от 15.11.2017 N1783-ж на действия Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг физической охраны (извещение N0387200020517000022) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" нарушение части 3 статьи 7, части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" нарушение части 3 статьи 7, пункта 7 и пункта 7.1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" нарушение части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также пункта 4 и пункта 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042..
6. Выдать Заказчику - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"обязательное для исполнения предписание.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии А.В. Демкин
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
А.Н. Плеханов
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2017 г. N 03/АМ- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д.12, стр.9 Заявитель: ООО "Центр поставок Профит" 354000, г.Сочи,ул.Навагинская, 9Д, оф.420 Заказчик: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" Российская Федерация, 628260, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Югорск г, УЛ 40 ЛЕТ ПОБЕДЫ, 16 |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 22.11.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 27.11.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
на основании своего решения от 22.11.2017 о рассмотрении жалобы ООО "Центр поставок Профит" от 15.11.2017 N1783-ж на действия Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг физической охраны (извещение N0387200020517000022), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ", единой (аукционной) комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг физической охраны (извещение N0387200020517000022).
2. С учетом принятого решения от 22.11.2017 г. по рассмотрению жалобы ООО "Центр поставок Профит" от 15.11.2017 N1783-ж:
- внести изменения в извещение и документацию электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг физической охраны (извещение N0387200020517000022) и привести извещение и документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 11.12.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 12.12.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, единой комиссией пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии А.В. Демкин
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
А.Н. Плеханов
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22 ноября 2017 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017