Резолютивная часть объявлена 23.11.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.11.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Бир В.Е. по доверенности от 20.11.2017;
от Уполномоченного органа - Бажина И.В. по доверенности от 22.11.2017.
рассмотрев жалобу ИП Евграфова Д.А. (ИНН 220914450184 ОГРНИП 317222500004681) от 16.11.2017 N1793-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС г. Нижневартовска", Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Спортивный комплекс "Модуль" для развития адаптивного спорта в г. Нижневартовске" (извещение N0187300001217000538) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавших документацию о закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно п. "а" ч. 2 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее по тексту- Перечень), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570
Из буквального толкования Постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 следует, что в случае, если при исполнении контракта Подрядчику надлежит выполнить работы входящие в Перечень, законодателем возложена на Заказчика обязанность включить в аукционную документацию перечень возможных видов работ по строительству, реконструкции объектов капительного строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц к исполнению своих обязанностей по государственному или муниципальному контракту, а так же установить штраф за неисполнение обязанности по выполнению таких работ самостоятельно. При этом законодатель не предоставляет Заказчику право выбрать, какие именно работы, входящие в перечень, могут быть выбраны Подрядчиком к самостоятельному исполнению, а обязывает Заказчика предоставить возможность выбрать любые выполняемые работы, входящие в Перечень.
В примечании к п. 4.2 Проекта контракта Заказчик установил: Виды работ по строительству объектов, предусмотренных настоящим контрактом, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту будут определены Подрядчиком по согласованию с Заказчиком из видов работ предусмотренных пунктами 1, 2, 5, 6, 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570_ и указаны при заключении контракта. Перечисленные в примечании пункты соответствуют следующим предусмотренным Перечням видам работ: подготовительные работы, земляные работы, свайные работы, устройство фундаментов и оснований, благоустройство.
При этом, Заказчик не принял во внимание следующего:
Согласно локальной сметы N 02-01-02 (содержится в файле "02-01-02 изм.2 Отопление.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") в состав выполняемых работ входит Устройство внутренних трубопроводных систем.
Согласно локальной сметы N 02-01-04 (содержится в файле "02-01-04 изм.1 Канализация.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip"), локальной сметы N 02-01-05 (содержится в файле "02-01-05 изм.1 Внутренние сети водопровода.xlsx, размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") и локальной сметы N 02-01-11 (содержится в файле "02-01-11изм.1 Внутренние сети водоснабжения и водоотведения.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") в состав выполняемых работ входит Устройство внутренних санитарно-технических систем.
Согласно локальной сметы N 02-01-07 (содержится в файле "02-01-07 изм.2 Слаботочные системы.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") в состав выполняемых работ входит Устройство внутренних слаботочных систем.
Согласно локальной сметы N 02-01-08 (содержится в файле "02-01-08 изм.1 Электроснабжение.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") и локальной сметы N 02-01-13 (содержится в файле "02-01-13 изм.1 Электросиловое оборудование и электроосвещение.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") в состав выполняемых работ входит Устройство внутренних электротехнических систем.
Согласно локальной сметы N 04-01-01 (содержится в файле "04-01-01 изм.2 Наружное электроснабжение.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") в состав выполняемых работ входит Устройство наружных электрических сетей.
Согласно локальной сметы N 06-01-01 (содержится в файле "06-01-01 изм 2 Тепловые сети.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") в состав выполняемых работ входит Устройство наружных сетей теплоснабжения.
Согласно локальной сметы N 06-01-02 (содержится в файле "06-01-02 изм.2 Самотечные сети канализации.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip"), локальной сметы N 06-01-03 (содержится в файле "06-01-03 изм.1 Напорная канализация.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") и локальной сметы N 06-01-05 (содержится в файле "06-01-05 изм.1 Наружные сети водоотведения.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") в состав выполняемых работ входит Устройство наружных сетей канализации.
Согласно локальной сметы N 06-01-04 (содержится в файле "06-01-04 изм.2 Наружные сети водоснабжения.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") в состав выполняемых работ входит Устройство наружных сетей водоснабжения.
Согласно локальной сметы N 09-01-01 (содержится в файле "09-01-01 Пусконаладочные работы на отопление и вентиляцию.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip"), локальной сметы N 09-01-02 (содержится в файле "09-01-02 Пусконаладочные работы на АОВ.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") и локальной сметы N 09-01-03 (содержится в файле "09-01-03 Пусконаладочные работы на ЭОМ.xlsx", размещенном в архиве "СМЕТЫ на аукцион.zip") в состав выполняемых работ входят Пусконаладочные работы.
Исходя из видов работ, которые должны быть выполнены в ходе исполнения контракта, Заказчик был обязан установить их в качестве возможных видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, кроме установленных (с указанием соответствующего пункта Перечня):
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
14. Устройство внутренних трубопроводных систем
15. Устройство внутренних слаботочных систем
18. Пусконаладочные работы
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
Таким образом, Заявитель делает выводу о нарушении Заказчиком вышеизложенных требований законодательства, а также указывает, что положениями документации об электронном аукционе лишил участников закупки гарантированного законом права выбрать в качестве работ, исполняемых самостоятельно, без привлечения к исполнению других лиц, работы, предусмотренные Перечнем, что существенно ограничивает права участников закупки и что ведет к уменьшению количества участников закупки.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились в доводами жалобы и пояснили Комиссии Управления, что закупка проводится в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
15.05.2017 Правительством Российской Федерации своим Постановлением N570 (далее - Постановление РФ N570) утвердило виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления РФ N570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Инженерная подготовка территории
4. Инженерная защита территории
5. Свайные работы
6. Устройство фундаментов и оснований
7. Возведение несущих конструкций
8. Возведение наружных ограждающих конструкций
9. Устройство кровли
10. Фасадные работы
11. Внутренние отделочные работы
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
14. Устройство внутренних трубопроводных систем
15. Устройство внутренних слаботочных систем
16. Установка подъемно-транспортного оборудования
17. Монтаж технологического оборудования
18. Пусконаладочные работы
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
23. Устройство наружных сетей газоснабжения
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
25. Работы по обустройству автомобильной дороги
26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
27. Устройство трубопроводов
28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
29. Устройство туннелей
30. Устройство штолен
31. Устройство искусственных сооружений
32. Дноуглубительные и водолазные работы
33. Гидротехнические работы
34. Благоустройство
Комиссия Управления отмечает, что Постановление РФ N570 не содержит императивной нормы об обязанности заказчиков включать в документацию о закупке все виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, указанные в Постановлении РФ N570 и имеющиеся в описании объекта закупки.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Спортивный комплекс "Модуль" для развития адаптивного спорта в г. Нижневартовске" (извещение N0187300001217000538) размещены на официальном сайте единой информационной системы 31.10.2017.
Пунктом 4.2 проекта контракта установлено, что Подрядчик обязан самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту выполнить виды работ_____________________________________________________, (конкретные виды работ определяются Подрядчиком из видов работ, приведенных ниже (1) и заполняются при заключении контракта), совокупная стоимость которых - не менее 15 % цены контракта, что составляет ___________ (_____________) рублей с учетом НДС 18 % (заполняется по результатам электронного аукциона, при этом, в случае если НДС не облагается, указать основание в соответствии с законодательством).
Согласно сноске: Виды работ по строительству объектов, предусмотренных настоящим контрактом, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту будут определены Подрядчиком по согласованию с Заказчиком из видов работ предусмотренных пунктами 1, 2, 5, 6, 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" и указаны при заключении контракта.
Таким образом, Заказчик определил, что Подготовительные работы, Земляные работы, Свайные работы, Устройство фундаментов и оснований, Благоустройство подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц по настоящему проекту контракта, составляет не менее 40% от начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия Управления приходит к выводу о соблюдении Заказчиком условий Постановления РФ N570, поскольку проектом контракта установлены конкретные виды работ из перечня, утвержденного Постановлением РФ N570, в совокупном стоимостном выражении по состоянию на 31.10.2017 объем работ составляет более 15 процентов цены контракта.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Евграфова Д.А. (ИНН 220914450184 ОГРНИП 317222500004681) от 16.11.2017 N1793-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС г. Нижневартовска", Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Спортивный комплекс "Модуль" для развития адаптивного спорта в г. Нижневартовске" (извещение N0187300001217000538) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 ноября 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017