Резолютивная часть объявлена 24.11.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.11.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ИП Сулейманова У.Г. (ИНН 860104903952 ОГРНИП 317861700002332) от 17.11.2017 N1807-ж на действия Заказчика - КУ "ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР" при проведении конкурса с ограниченным участием, предметом которого является поставка продуктов для организации питания пациентов КУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский клинический противотуберкулезный диспансер" (извещение N0387200004917000119) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего конкурсную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В пункте 10.1.9. КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ N 1 к/2018 Заказчиком установлено требование: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится конкурс. Таким образом, для участия в данной процедуре участнику закупки необходимо иметь исполненный государственный контракт на сумму 2 894 935,81 руб. при этом заказчиком не оценивается опыт исполнения двух и более контрактов, аналогичных предмету закупки.
Считаем, что действия заказчика по искусственному укрупнению одного лота и установлению требований о наличие у участника процедуры исполненного контракта на сумму 2,9 млн. руб. имеют признаки ограничения конкуренции.
Более того заказчик установил дополнительные требования ограничивающие конкуренцию как то опыт поставки продуктов питания в медицинские учреждения, наличие собственного транспортного средства, наличие внедренной системы менеджмента безопасности пищевой продукции сертификат соответствия требованиям ИСО 22000-2007 (Приложение N 1 к части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА").
Вместе с тем Заказчик и ранее проводил закупки по такому же предмету (поставка продуктов питания):
в 2015 г. по закупке N 0387200004915000085 на сумму 21 246 292,28 руб. победителем стало ООО "РегионСнаб" (ИНН 7202201915), процент снижения начальной максимальной цены составил 3,59%;
в 2016 г. по закупке N 0387200004916000105 на сумму 18 255 511,4 руб. победителем снова стало ООО "РегионСнаб" (ИНН 7202201915), процент снижения начальной максимальной цены составил 0,72%.
Таким образом, Заказчик, ограничивая своими действиями конкуренцию, уже более 2-х лет осуществляет взаимодействие со своим поставщиком - ООО "РегионСнаб", - которое поставляет продукты питания Заказчику по начальной максимальной цене. Такое взаимодействие влечет иррациональное расходование средств бюджета, так как при проведении торгов в условиях неограниченной конкуренции процент снижения начальной максимальной цены контракта может быть существенным, достигая 20-25%.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Извещение и конкурсная документация о проведении конкурса с ограниченным участием, предметом которого является поставка продуктов для организации питания пациентов КУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский клинический противотуберкулезный диспансер" (извещение N0387200004917000119) размещены на официальном сайте единой информационной системы 30.10.2017.
Частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Как установлено частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также к документам, подтверждающим соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 6 Приложения 2 к Постановлению N99, при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Документом, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительным требованиям является копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Предметом конкурса является поставка продуктов питания, начальная (максимальная) цена контракта - 14 474 679,09 руб.
Таким образом, положения пункта 6 Приложения 2 к Постановлению N99 распространяются на конкурс с ограниченным участием (извещение N0387200004917000119).
Пунктом 10.1.9 информационной карты установлены дополнительные требования к участникам, предусмотренные Постановлением N99, и соответствуют ему.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе, в части установленных к участникам дополнительных требований, в действиях Заказчика не установлены.
2. По доводам Заявителя в отношении опыта поставки продуктов питания в медицинские учреждения и внедренной системы менеджмента безопасности пищевой продукции сертификат соответствия требованиям ИСО 22000-2007 Комиссия Управления отмечает следующее.
Одним из принципов проведения конкурса, предусмотренным статьей 8 Закона о контрактной системе является обеспечение конкуренции - как указано в законе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
В целях указанных Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как стоимостные (пункт "а") и как нестоимостные (пункт "б") критерии оценки (пункт 4 Правил).
К характеризующимся как стоимостные критерии оценки относится цена контракта (подп. "а" п. 4 Правил).
К характеризующимся как нестоимостные критерии оценки относится квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (подп. "б" п. 4 Правил).
В силу пункта 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 27 Правил оценки заявок определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Установление Заказчиком в конкурсной документации условия о том, что при определении опыта оказания услуг будет учитывается опыт участника конкурса по поставке продуктов питания в медицинские учреждения, не ставит в неравные условия участников конкурса, не ограничивает конкуренцию, а направлено по своему характеру на раскрытие содержания соответствующего подкритерия оценки - Опыт участника конкурса по доставке продуктов питания в медицинские учреждения, что также отвечает предмету конкурса и характеру деятельности именно Заказчика.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Указанная система менеджмента является критерием оценки и ее отсутствие не влечет признание заявки участника несоответствующей документации о закупке.
Таким образом, доводы Заявителя том, что опыт участника по успешной поставке продуктов питания в медицинские учреждения и наличие у участника внедренной системы менеджмента безопасности пищевой продукции сертификат соответствия требованиям ИСО 22000-2007 ведет к необоснованному ограничению числа участников закупки, не находят своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
3. В соответствии с пунктом 3.3.2 проекта контракта Поставщик обязан доставить товар своим транспортом и за свой счет, а также представить все документы, относящиеся к товару (декларации о соответствии, санитарно-эпидемиологические заключения, товарные накладные (акты сдачи-приемки товара) и др.
По мнению Заявителя, требование о доставке своим транспортом ведет к необоснованному ограничению числа участников.
Комиссия Управления отмечает, что понятие "свой транспорт" может включать понятие как права собственности на объект движимого имущества так и аренды указанного объекта.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем к жалобе не представлено доказательств того, что в пункте 3.3.2 проекта контракта установлены требования к перевозке товара транспортом, находящимся только в собственности Поставщика.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее.
4.1. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 1.6.5 конкурсной документации Заказчиком установлено единое требование к участникам закупки в недействующей редакции, действовавшей до 09.01.2017: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением, работ, оказанием услуг, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Требование, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в конкурсной документации отсутствует.
На основании вышеизложенного, не установление заказчиком в конкурсной документации обязательных требований к участникам закупки, прямо установленных в Законе о контрактной системе является нарушением требований части 1 статьи 31, части 1 статьи 56, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссия Управления установила, что на участие в конкурсе были поданы три заявки, декларации участников соответствуют требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4.2. Частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Как установлено частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также к документам, подтверждающим соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 6 Приложения 2 к Постановлению N99, при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Документом, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительным требованиям является копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Пунктом 10.1.9 информационной карты установлены дополнительные требования к участникам, предусмотренные Постановлением N99.
В нарушение части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, извещение N 0387200004917000119 информации о дополнительных требованиях к участникам закупки,, не содержит.
4.3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Позиция 2 технического задания "Огурцы" имеет в описании закупки несоответствующее ГОСТ Р 54752-2011 и ГОСТ 1726-85 требование "Огурцы свежие парниковые", позиция 3 технического задания "Помидоры" имеет в описании закупки несоответствующее ГОСТ 1725-85 требование "Помидоры свежие парниковые", позиция 15 технического задания "Петрушка зелень" имеет в описании закупки несоответствующее ГОСТ Р 55904-2013 требование "Петрушка листовая", поскольку в ГОСТах понятия "Огурцы свежие парниковые", "Помидоры свежие парниковые" и "Петрушка листовая" отсутствуют.
Обоснование необходимости использования других показателей в техническом задании не содержится.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, поскольку данные нарушения не повлияли на результаты торгов.
По доводам Заявителя о том, что по закупке N0387200004915000085 в 2015 году и по закупке N0387200004916000105 в 2016 году победителем становилось ООО "РегионСнаб" (ИНН 7202201915), из чего Заявитель делает выводы о том, что Заказчик своими действиями ограничивает конкуренцию, Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком проводились аналогичные конкурсы с ограниченным участием, были установлены дополнительные требования к участникам, а в качестве документов подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, нужно было предоставить копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Закупка N 0387200004915000085 была размещена на официальном сайте единой информационной системы 12.11.2015, закупка N 0387200004916000105 24.11.2016.
Установленные требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, соответствовали требованиям Постановления N99 в редакции от 02.07.2015 и от 14.11.2016 соответственно.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Сулейманова У.Г. (ИНН 860104903952 ОГРНИП 317861700002332) от 17.11.2017 N1807-ж на действия Заказчика - КУ "ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР" при проведении конкурса с ограниченным участием, предметом которого является поставка продуктов для организации питания пациентов КУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский клинический противотуберкулезный диспансер" (извещение N0387200004917000119) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - КУ "ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР" нарушения части 1 статьи 31, части 1 статьи 56, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - КУ "ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР" нарушения части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - КУ "ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР" нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
7. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 ноября 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2017