Резолютивная часть объявлена 28.11.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.11.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Ибраев С.Б. по доверенности N18 от 12.09.2017, Романова Н.Ю. по доверенности N29 от 27.11.2017;
от Уполномоченного органа - Пойлова Е.А. по доверенности от 01.01.2017.
рассмотрев жалобу АНО "СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ" (ИНН 8601064797 ОГРН 1178600000798 ) от 21.11.2017 N1840-ж на действия Заказчика - Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по разработке комплексной системы оценки качества дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа (извещение N0187200001717001331) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего документацию о закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1. Как предусматривается пунктами 1.1., 1.2 проекта государственного контракта Исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях Контракта услуги по разработке комплексной системы оценки качества дополнительного образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, а Заказчик обязуется принять и оплатить их. Состав и объем услуг определяется в техническом задании (Приложение N1) к Контракту.
Пунктом 3.1.2. проекта государственного контракта предусмотрено право Заказчика по согласованию с Исполнителем изменить объем услуг в соответствии с пунктом 12.6. Контракта.
При этом редакция пункта 12.6. государственного контракта имеет следующее содержание: "12.6. При исполнении Контракта не допускается перемена Исполнителя, за исключением случаев, если новый Исполнитель является правопреемником Исполнителя по Контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения".
Таким образом, заказчик, устанавливая пунктом 3.1.2. проекта контракта право по согласованию с исполнителем изменить объем услуг, предусмотренный в Техническом задании, фактически не устанавливает порядок и условия их изменения.
Приведенные положения проекта государственного контракта носят не определенный характер, имеют явные противоречия, которые вводят участников в заблуждение относительно возможности изменения объема услуг.
2. Пунктом 1.3. проекта государственного контракта указано место оказания услуг: г.Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 12.
По указанному адресу находится заказчик - Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
С учетом специфики услуг по разработке комплексной системы оценки качества дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры привязка к конкретному месту оказания услуг - месту нахождения заказчика, приводит к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку какой-либо объективной необходимости находиться во время оказания услуг в месте нахождения заказчика проект государственного контракта и техническое задание к нему не содержит.
3. Как следует из положений проекта государственного контракта стороны подписывают Акт об оказанных услугах не позднее 25.12.2017 (п. 5.2., 5.4.)
Считаем, что в данном случае заказчик устанавливает заранее не выполнимые для участников сроки оказания услуги с учётом их содержания приведенного в техническом задании.
Так, дата проведения аукциона в электронной форме запланирована на 27.11.2017.
С учетом требований части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" контракт может быть заключен не ранее истечения десятидневного срока со дня подведения итогов торгов.
Таким образом, самый ранний срок заключения государственного контракта по данному электронному аукциону - 08.12.2017.
Следовательно, фактически исполнитель обязан разработать комплексную систему оценки качества дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 17 дней.
При этом в техническом задании заказчиком установлены следующие обязанности исполнителя:
1. разработка методологии и содержания комплексной системы оценки качества дополнительного образования;
2. апробация комплексной системы оценки качества дополнительного образования.
Требования к разработке методологии и апробации комплексной системы оценки качества дополнительного образования содержатся техническом задании и явно не могут быть выполнены в установленный заказчиком срок.
Так, в части апробации комплексной оценки системы качества дополнительного образования заказчиком устанавливаются следующие требования:
Исполнитель осуществляет процедуру общественного обсуждения проекта Системы оценки. Общественное обсуждение производится под председательством представителя Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В общественном обсуждении принимают участие педагоги и руководители образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. В результате общественного обсуждения Система оценки может быть оптимизирована и отредактирована.
После процедуры общественного обсуждения и осуществления требуемой редакции Системы оценки, совместно с представителем Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяются не менее трёх муниципальных образования, образовательная деятельность в сфере дополнительного образования которых, будет подвергнута оценке в соответствии с разработанной Системой оценки (п.3.2. технического задания).
Кроме того, заказчиком в п. 3.1. технического задания указывается следующее:
"Проект Системы оценки, содержащий в себе описание методологии, критерии, показатели и индикаторы системы оценки качества дополнительного образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры предоставляется Заказчику после подписания контракта".
Данное требование аукционной документации имеет явные признаки ограничения конкуренции, поскольку устанавливает для участника обязанность разработки системы оценки качества дополнительного образования, являющейся предметом закупки до заключения контракта, что является неправомерным.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по разработке комплексной системы оценки качества дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа (извещение N0187200001717001331) размещены на официальном сайте единой информационной системы 14.11.2017.
Пунктом 3.1.2. проекта государственного контракта предусмотрено право Заказчика по согласованию с Исполнителем изменить объем услуг в соответствии с пунктом 12.6. Контракта.
При этом редакция пункта 12.6. государственного контракта имеет следующее содержание: "12.6. При исполнении Контракта не допускается перемена Исполнителя, за исключением случаев, если новый Исполнитель является правопреемником Исполнителя по Контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения".
По мнению Заявителя, приведенные положения проекта государственного контракта носят не определенный характер, имеют явные противоречия, которые вводят участников в заблуждение относительно возможности изменения объема услуг.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Аналогичное условие указано в пункте 2.5 проекта контракта.
Комиссия Управления приходит к выводу, что указание в пункте 3.1.2. проекта контракта ссылки на пункт 12.6 проекта контракта вместо пункта 2.5, является технической ошибкой не влекущей нарушения Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1.3. проекта контракта установлено, что местом оказания услуг является г.Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 12 (место нахождение Заказчика).
По мнению Заявителя, данное условие ограничивает количество участников, поскольку какой-либо объективной необходимости находиться во время оказания услуг в месте нахождения заказчика проект государственного контракта и техническое задание к нему не содержит.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что общественное обсуждение, предусмотренное техническим заданием, должно будет проводиться по месту нахождения Заказчика, помимо этого, по указанному адресу должно быть представлено исполнение контракта.
Изучив техническое задание Комиссия Управления установила, что в соответствии с пунктом 3.2, Исполнитель должен осуществить процедуру общественного обсуждения проекта Системы оценки. Общественное обсуждение производится под председательством представителя Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Комиссия Управления приходит к выводу, что условия проекта контракта и технического задания, в части необходимости проведения общественного обсуждения по определенному адресу, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Представитель Уполномоченного органа представил на обозрение Комиссии Управления протокол подведения итогов от 27.11.2017 и пояснил, что данный протокол будет опубликован 28.11.2017.
Таким образом, контракт по электронному аукциону (извещение N0187200001717001331), в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, может быть заключен после 08.12.2017.
В соответствии с пунктами 5.2, 5.4 проекта контракта:
5.2. Исполнитель не позднее 25.12.2017, направляет в адрес Заказчика извещение (уведомление) о готовности услуг к сдаче и Акт об оказанных услугах.
5.4. Стороны подписывают Акт об оказанных услугах не позднее 25.12.2017.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем к жалобе не представлено доказательств того, что разработка комплексной системы оценки качества дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с техническим заданием, не может быть осуществлена в срок до 25.12.2017.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
По доводу о том, что требование аукционной документации о предоставлении Заказчику после подписания контракта проекта системы оценки имеет явные признаки ограничения конкуренции, поскольку устанавливает для участника обязанность разработки системы оценки качества дополнительного образования, являющейся предметом закупки до заключения контракта, что является неправомерным, Комиссия Управления отмечает, что данное требование не содержит условия о передаче Заказчиком проекта системы оценки Исполнителю, а говорит о том, что проект системы оценки передается Заказчику после подписания контракта, что не может свидетельствовать об ограничении количества участников.
Дополнительно Комиссия Управления отмечает, что жалоба на действия заказчика подана в Управление в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок согласно Закону N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства российской федерации.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя, в части наличия в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о защите конкуренции не подлежат рассмотрению в рамках Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия у Комиссии Управления полномочий.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу АНО "СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ" (ИНН 8601064797 ОГРН 1178600000798 ) от 21.11.2017 N1840-ж на действия Заказчика - Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по разработке комплексной системы оценки качества дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа (извещение N0187200001717001331) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 ноября 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2017