Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 ноября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Ремподряд" (далее также - ООО "Ремподряд", заявитель, общество), - представителей по доверенности Кукушкиной М.В. (до перерыва), Лысовой И.Н. (после перерыва),
от заказчика, департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее также - заказчик), - временно исполняющего обязанности директора Сухорученкова С.М., представителя по доверенности Кострицыной А.Д.,
от уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), - представителя по доверенности Старостиной М.А.,
от оператора электронной площадки, АО "ЭТС", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Ремподряд" на действия заказчика, департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославль 83 жилых помещений (квартир) в целях обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (извещение N 0171200001917001464) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Ремподряд" на действия заказчика, департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославль 83 жилых помещений (квартир) в целях обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (извещение N 0171200001917001464) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе сформирована заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ввиду следующего:
1) установленный в документации срок (не ранее 2017 года) начала строительства многоквартирных домов, в которых поставщиком должны быть предоставлены заказчику 83 жилых помещений (квартир) является, как полагает заявитель, необоснованным и приводит (может привести) к ограничению числа участников закупки;
2) заказчиком и уполномоченным органом не соблюдены требования закона Ярославской области от 09.11.2007 N 85-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области": не указана максимальная площадь одной квартиры (42 кв. м);
3) поскольку в составе первой части заявки заказчик и уполномоченный орган требуют предоставление конкретных показателей квартир, то, по мнению заявителя, заказчиком и уполномоченным органом неверно выбран код по ОКПД2 для данной закупки и, следовательно, в документации об электронном аукционе отсутствует обязательное требование о наличии опыта выполнения работ согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" для кодов 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13);
4) положения государственного контракта не содержат условия о возможности применения антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
5) условие об оплате по контракту установлено заказчиком и уполномоченным органом, по мнению заявителя, также с нарушением требований законодательства о контрактной системе: согласно пункту 8.10 проекта государственного контракта "в случае просрочки исполнения участником долевого строительства обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения участником долевого строительства обязательств, предусмотренных контрактом, застройщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней)", в то время как частью 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
6) в документации об электронном аукционе отсутствует требование, предусмотренное частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым проектная документация подлежит государственной экспертизе.
На основании изложенного ООО "Ремподряд" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 02.11.2017 размещено извещение N 0171200001917001464 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославль 83 жилых помещений (квартир) в целях обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Заказчиком выступил департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 148 534 000,00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
В данном случае закупка проводится в интересах заказчика, департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославль 83 жилых помещений (квартир) в целях обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с требованиями раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе:
объектом покупки (товаром) являются жилые помещения - изолированные благоустроенные квартиры пригодные для проживания, с косметическим ремонтом, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам Российской Федерации;
общая площадь жилых помещений (квартир) (без учета площади балконов / лоджий) 83 квартир не менее 3 229,00 кв. м, в том числе: 48 квартир площадью не менее 33 кв. м каждая, 35 квартир общей площадью не менее 47 кв. м каждая;
срок начала строительства объекта долевого строительства - не ранее 2017 года.
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, требование о сроке начала строительства (не ранее 2017 года) установлено в качестве функциональной, технической и качественной характеристики объекта закупки, определяемой в соответствии с потребностями заказчика, что не противоречит требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В то же время заказчик и уполномоченный орган при осуществлении закупки не имеют возможности установить требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Вместе с тем, при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком и уполномоченным органом были использованы сведения о наличии возможности передаче требующихся заказчику квартир на условиях заключаемого договора, как минимум, у шести потенциальных продавцов, что подтверждается поступившими коммерческими предложениями: продавец 1 (вх. N 7685 от 09.10.2017), продавец 2 (вх. N 7780 от 11.10.2017), продавец 3 (вх. N 7779 от 11.10.2017), продавец 4 (вх. N 7778 от 11.10.2017), продавец 5 (вх. N 7777 от 11.10.2017), продавец 6 (вх. N 7686 от 09.10.2017).
Доказательств же того, что указанные в документации об электронном аукционе квартиры могут быть переданы заказчику ограниченным числом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя не содержит. Отсутствие возможности у одного хозяйствующего субъекта предоставить заказчику необходимое последнему количество жилых помещений (квартир) не может свидетельствовать об ограничении общего числа потенциальных участников закупки.
Кроме того, представителями заявителя на заседании Комиссии указано на наличие у ООО "Ремподряд" исключительно квартир, дома, в которых они находятся, уже сданы в эксплуатацию. Иными словами, заявителем не отрицается факт отсутствия у него возможности предложить заказчику жилые помещения (квартиры) в доме еще на этапе его строительства, то есть обеспечить возможность участия заказчика в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославля.
Учитывая данные обстоятельства, заявителем не доказан тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, являются непреодолимыми для участников закупки.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика и уполномоченного органа, установивших в документации об электронном аукционе требование о сроке начала строительства объекта долевого строительства не ранее 2017 года, и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Закон Ярославской области от 09.11.2007 N 85-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области" (далее - закон от 09.11.2007 N 85-з) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, устанавливает порядок и условия предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области, к которому также относятся находящиеся в собственности Ярославской области жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 6 части 1 статьи 1 закона от 09.11.2007 N 85-з).
Согласно части 6 статьи 6.1 закона от 09.11.2007 N 85-з норма предоставления площади помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа устанавливается в размере от 28 (включительно) до 42 кв. м общей площади. Норма предоставления площади жилого помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области для несовершеннолетних детей названных лиц устанавливается в размере 14 кв. м общей площади на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Из буквального толкования приведенной нормы закона от 09.11.2007 N 85-з следует, что данным законом Ярославской области установлены лишь минимальные значения площади предоставляемого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и 42 кв. м не является предельно допустимым значением площади такого помещения, поскольку, учитывая положения статьи относительно нормы предоставления площади для несовершеннолетних детей названных лиц, такая площадь может составлять и более 42 кв. м: для лиц одним ребенком - от 42 кв. м, с двумя детьми - от 56 кв. м, с тремя детьми - от 70 кв. м и так далее.
На заседании Комиссии представителями заказчика была представлена справка о потребности приобретения жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (от 22.11.2017 N их.28-9649/17), а также список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Ярославской области, право которых на обеспечение уже возникло или возникает в 2017 году (по состоянию на 29.09.2017), направленный в адрес заказчика департаментом образования Ярославской области (N их.24-5487/17 от 29.09.2017), которыми подтверждается потребность заказчика в квартирах площадью более 42 кв. м.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению указаны в пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе.
Так, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Конкретные показатели заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, при этом при заполнении столбца "Значение показателя" участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к поставке товара, не допускается использование слов "не менее", "или", "не ранее".
Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе установлены только минимальные значения площади жилых помещений (квартир) в пределах норм, определенных законом от 09.11.2007 N 85-з; максимальные значения площадей таких помещений участники закупки указывают самостоятельно, исходя из своих возможностей, но не менее значений, указанных в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации.
Учитывая изложенное, Комиссия в данном случае также не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и полагает, что утверждение заявителя об обязанности указания в документации об электронном аукционе максимальной площади одной квартиры не имеет оснований.
В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" принят Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее также - Общероссийский классификатор).
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении об электронного аукциона.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит требований об указании в документации об электронном аукционе кода закупки по ОКПД2, вместе с тем в извещении о проведении электронного аукциона N 0171200001917001464, размещенном уполномоченным органом в единой информационной системе, установлен следующий код: 68.10.11.000 "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков".
По мнению заявителя, в данном случае заказчику следовало указать один из следующих кодов по ОКПД2: 41.2, 42, 43 (кроме 43.13), а также установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99), однако, объяснений и доказательств (со ссылками на нормативные правовые акты), на основании которых заявитель делает такой вывод, рассматриваемая жалоба не содержит.
Коды ОКПД2 41.2, 42, 43 предусматривают следующие виды экономической деятельности: "Здания и работы по возведению зданий", "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства", "Работы строительные специализированные".
Как пояснили представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии, в соответствии с установленным последними идентификационным кодом закупки объект закупки отнесен к следующему коду по ОКПД2: 68.10.11.000 "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков".
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии пунктом 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 454 ГК РФ положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.
К отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Вместе с тем, параграф 7 "Продажа недвижимости" главы 30 "Купля-продажа" ГК РФ не содержит положений, запрещающих заключение договоров купли-продажи в отношении недвижимого имущества, право собственности продавца на которое возникнет у него в будущем (договор купли-продажи будущей недвижимой вещи).
Кроме того, правоотношения в сфере инвестиционной деятельности по строительству объектов недвижимости регулируются положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Таким образом, по мнению заказчика и уполномоченного органа, из совокупности приведенных норм действующего законодательства следует, что, если не установлено иное, договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, надлежит оценивать как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.
В данном случае, учитывая изложенное, Комиссия соглашается с позицией заказчика и уполномоченного органа: поскольку объект рассматриваемой закупки в силу своей правовой природы в данном случае не является договором подряда, а фактически является договором купли-продажи, следовательно, выбранный код закупки по ОКПД2: 68.10.11.000 "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков" - является корректным.
В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 закона.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Так, дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99: согласно пункту 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб., к участникам закупки предъявляется дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, для выбранного заказчиком и уполномоченным органом кода закупки по ОКПД2 (68.10.11.000) дополнительные требования не предъявляются.
Таким образом, установления в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 приложения N 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в данном случае не требуется, а, следовательно, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
В отношении четвертого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено: исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 148 534 000,00 руб.
В соответствии с пунктом 6 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе размер обеспечения исполнения контракта составляет 22 280 100,00 руб. (то есть 15 % от начальной (максимальной) цены контракта).
Аналогичное условие о размере обеспечения исполнения контракта установлено в пункте 9.1 статьи 9 "Обеспечение исполнения контракта" проекта государственного контракта.
Вместе с тем, требования к содержанию государственного контракта установлены статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, положения которой не содержат обязанности указания в проекте контракта на порядок применения антидемпинговых мер при проведении электронного аукциона. Такой порядок установлен статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, положения которой являются нормами прямого действия и не требуют для их применения дублирования содержания последних в тексте государственного контракта.
Однако, как отметили представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии, в пункте 6 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом, кроме прочего, указано: в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене государственного контракта, участник закупки, с которым заключается государственный контракт, предоставляет обеспечение исполнения государственного контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, и полагает, что данный довод заявителя также является несостоятельным.
В отношении пятого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Частью 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с пунктом 3.4 статьи 3 "Цена контракта и порядок расчетов" проекта государственного контракта расчет с застройщиком по уплате денежных средств осуществляется участником долевого строительства в следующем порядке:
- аванс в размере 15 % от цены контракта перечисляется в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня передачи участнику долевого строительства настоящего контракта с отметкой о проведенной государственной регистрации настоящего контракта органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании выставленного застройщиком счета.
Государственная регистрация настоящего контракта производится в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- платежи, осуществляемые ежемесячно пропорционально степени готовности объектов, зафиксированной сторонами актами о ходе строительства, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания указанных актов;
- окончательный расчет, осуществляется в течение 15 (пятнадцати) календарных дней после подписания участником долевого строительства акта приема-передачи жилых помещений (квартир) (приложение N 3 к настоящему контракту).
Таким образом, установленные заказчиком и уполномоченным органом в пункте 3.4 статьи 3 "Цена контракта и порядок расчетов" проекта государственного контракта порядок и сроки оплаты по данному государственному контракту не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, приведенным выше.
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Ответственность сторон предусматривается в статье 8 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта, в том числе пунктом 8.10 статьи 8 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта определено, что участник долевого строительства при окончательном расчете с застройщиком по настоящему контракту вправе произвести оплату по контракту только после перечисления застройщиком соответствующего размера неустойки (штрафы, пени) или удержать сумму неустойки (штрафа, пени), начисленную на дату подписания участником долевого строительства акта приема-передачи жилых помещений (квартир), с суммы денежных средств, предназначенных для перечисления участником долевого строительства на счет застройщика за жилые помещения (квартиры). Застройщик согласен с удержанием участником долевого строительства неустойки (штрафа, пени) с суммы денежных средств, предназначенных для перечисления участником долевого строительства на счет застройщика за жилые помещения (квартиры). При этом исполнение обязательства застройщика по перечислению неустойки (штрафа, пени) в доход бюджета Ярославской области в установленном порядке возлагается на участника долевого строительства.
В акте приема-передачи жилых помещений (квартир), на основании которого участник долевого строительства осуществляет оплату, указывается: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени) подлежащей взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени) итоговая сумма, подлежащая оплате.
Иными словами, путем сопоставления оспариваемых заявителем положений проекта государственного контракта становится ясным и не вызывает сомнений, что поименованные заказчиком и уполномоченным органом в пункте 8.10 статьи 8 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта действия (перечисление застройщиком соответствующего размера неустойки (штрафы, пени) или удержание суммы такой неустойки) должны быть совершены в пределах срока, определенного пунктом 3.4 статьи 3 "Цена контракта и порядок расчетов" проекта государственного контракта.
Кроме того, Комиссией при приятии решения учитываются положения ГК РФ относительного того, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
Таким образом, довод заявителя относительно установления заказчиком и уполномоченным органом в проекте государственного контракта условия о сроке оплаты по контракту не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, поскольку пункт 8.10 статьи 8 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта не устанавливает новых сроков на оплату по контракту, и не противоречит пункту 3.4 статьи 3 "Цена контракта и порядок расчетов" проекта государственного контракта, которым такие сроки установлены и которые, в свою очередь, полностью соответствуют требованиям частей 13, 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении шестого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении об электронного аукциона.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, требования к содержанию государственного контракта установлены статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, положения которых не содержат обязанности указания в документации об электронной аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта, прямого указания на необходимость включения в их содержание требования о государственной экспертизе проектной документации; следовательно, названная выше норма части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации действует напрямую.
Вместе с тем, заказчиком и уполномоченным органом отмечено, что с целью акцентировать внимание участников закупки на особенности закупаемого объекта в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе указана обязанность застройщика о гарантии того, что качество выполнения всех работ соответствует проектной документации, действующим строительным нормам и правилам, и проектная документация соответствует требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае Комиссией также не установлено нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика и уполномоченного органа, не указавших ни в документации об электронном аукционе, ни в проекте государственного контракта требование о том, что проектная документация на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации, и, следовательно, довод заявителя об обратном является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремподряд" на действия заказчика, департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение в собственность Ярославской области путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на территории г. Ярославль 83 жилых помещений (квартир) в целях обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (извещение N 0171200001917001464) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 ноября 2017 г. N 344Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017