Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заявителя - ООО "РусСтрой" (далее также - заявитель) - представитель по доверенности Павлов О.Б.;
от заказчика - МОУ Столбищенская основная школа Тутаевского Муниципального района (далее - заказчик) - представителя не направили, заявили ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "РусСтрой" на действия единой комиссии уполномоченного органа - Администрации Тутаевского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на ремонт помещений спортивного зала (извещение N0171300007817000337) (далее - аукцион, единая комиссия) и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба от ООО "РусСтрой" на действия единой комиссии уполномоченного органа - Администрации Тутаевского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на ремонт помещений спортивного зала (извещение N0171300007817000337).
В жалобе заявитель указывает на то, что единая комиссия заказчика незаконно признала вторую часть заявки участника закупки - ООО "РусСтрой", несоответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в связи непредставлением во второй части заявки решения об одобрении крупной сделки.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующее.
"Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности. Частью 8 данного федерального закона предусмотрено, что под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
При получении аккредитации на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" ООО "РусСтрой" было представлено уведомление в форме Решения N3 от 24.07.2017 за подписью генерального директора ООО "РусСтрой" Волковой Е.Б. о том, что сделки по результатам открытых электронных аукционов будут проходить в процессе обычной хозяйственной деятельности и одобрению участников общества не подлежат. Согласно ОКВЭД общества основным видом деятельности является строительство жилых и нежилых зданий, т.е. обычная хозяйственная деятельность, для которой и было создано общество".
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых указал, что единой комиссией уполномоченного органа правомерно принято решение в отношении заявки заявителя на основании имеющихся в распоряжении единой комиссией уполномоченного органа документов и информации, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Администрацией Тутаевского муниципального района, 31.10.2017 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение под номером N0171300007817000337 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на ремонт помещений спортивного зала вместе с аукционной документацией.
Начальная (максимальная) цена контракта - 890 630,96 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 4 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В соответствии с пунктом 48 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 3, 8 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
Принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.
Для целей настоящего Федерального закона под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
Как установлено на заседании Комиссии Ярославского УФАС России, непосредственно в аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на ремонт помещений спортивного зала приняли участие шесть участников закупки - ООО "РусСтрой" (порядковый номер заявки 7), ООО "ТЭКСТРОЙ" (порядковый номер заявки 3), ООО "КЛАССТРОЙ-ЯР" (порядковый номер заявки 5), ООО "ГАРАНТСТРОЙ" (порядковый номер заявки 8), ООО "Севергазстрой" (порядковый номер заявки 6), ООО "СОФИЯ" (порядковый номер заявки 2).
При рассмотрении заявки участника закупки - ООО "РусСтрой" (порядковый номер заявки 7) Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что в составе второй части заявки участника закупки - ООО "РусСтрой" (порядковый номер заявки 7), содержится, в том числе решение генерального директора общества Е.Б. Волковой "О крупных сделках Общества" от 24.07.2017 (далее - решение), состоящее из двух абзацев.
Согласно первому абзацу данного решения, общество одобрило совершение сделок по результатам электронных аукционов от имени ООО "РусСтрой", максимальная сумма которых не превышает 5 000 000 рублей. Второй абзац указанного выше решения содержит информацию о том, что сделки по результатам электронных аукционов между ООО "РусСтрой" и заказчиком будут проходить в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, что не требует одобрения общего собрания участников общества.
Согласно частям 6, 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N0171300007817000337 от 14 ноября 2017 года вторая часть заявки участника закупки - ООО "РусСтрой", признана единой комиссией уполномоченного органа несоответствуещей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и документации об электронном аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В обоснование такого решения аукционная комиссия приводит следующее.
"Участником закупки не представлено в составе второй части заявки решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 46 данного федерального закона принятие решений об одобрении крупных сделок может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В составе второй части заявки участником закупки приложено решение об одобрении и совершении крупной сделки, подписанное генеральным директором".
Соответственно, основанием для признания заявки ООО "РусСтрой" не соответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе, послужило представление данной организацией ненадлежащего решения об одобрении крупной сделки.
Согласно пункту 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", единоличный исполнительный орган общества:
1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Проанализировав Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Устав ООО "РусСтрой" (статьи 10 и 11), Комиссия пришла к выводу о том, что указанные акты не относят признание сделки совершаемой в рамках обычной хозяйственной деятельности ни к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, ни к компетенции коллегиального исполнительного органа общества. Соответственно, данное полномочие относится к компетенции генерального директора ООО "РусСтрой".
Комиссия Ярославского УФАС России соглашается с позицией единой комиссии уполномоченного органа в той части, что генеральный директор ООО "РусСтрой" не является субъектом, уполномоченным на принятие решения об одобрении крупной сделки, в связи с чем первый абзац решения, представленного заявителем в составе второй части заявки и содержащий одобрение сделок, совершаемых по результатам электронных аукционов от имени ООО "РусСтрой", не соответствует закону.
Однако, как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона N0171300007817000337 от 14 ноября 2017 года, единой комиссией уполномоченного органа при рассмотрении второй части заявки ООО "РусСтрой" не учитывался второй абзац представленного обществом в составе второй части заявки решения генерального директора, в соответствии с которым сделки, заключаемые обществом по результатам электронных аукционов относятся к обычной хозяйственной деятельности общества.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заявителя, основным видом деятельности общества является строительство жилых и нежилых зданий (код по Общероссийскому классификатору экономической деятельности - 41.20), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "РусСтрой" от 26.07.2017 N5909/2017, пр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 ноября 2017 г. N 05-02/364ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017