резолютивная часть решения объявлена 22.11.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 27.11.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Эфэстройсервис" (далее - ООО "Эфэстройсервис", заявитель), действующей на основании доверенности N3 от 10 июля 2017 года;
от Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 22 ноября 2017 года,
рассмотрев жалобу ООО "Эфэстройсервис" на действия единой комиссии заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0504600002017000004 "Восстановление асфальтового покрытия" (далее - аукцион), руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Эфэстройсервис" на действия единой комиссии заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заявка с порядковым номером 5 была отклонена от участия в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, в частности, по позиции 3 "Щебень из природного камня" ведомости материалов документации об аукционе участником закупки не конкретизировано дробление горной породы, что не соответствует инструкции по заполнению заявки, где указано, что перечисление материалов, их характеристик (показателей), являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала после знака двоеточия, и разделенные между собой точкой с запятой означает, что заказчику необходимы все материалы, со всеми перечисленными характеристиками (показателями), данное правило не распространяется на случаи, когда содержится выражение, предполагающее выбор из предложенных характеристик (показателей) товара ("один из..", "любой из_"); по позиции 10 "Смесь песчано-гравийная" ведомости материалов документации об аукционе песок, входящий в состав природной песчано-гравийной и обогащённой песчано-гравийной смеси по зерновому составу, не соответствует требованиям аукционной документации, требовались три вида песка, в заявке указаны только два вида, что не соответствует инструкции по заполнению, где сказано, что перечисление материалов, их характеристик (показателей), являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала после знака двоеточия, и разделенные между собой точкой с запятой означает, что заказчику необходимы все материалы, со всеми перечисленными характеристиками (показателями). Заявитель считает, что отклонение от участия в аукционе является незаконным и необоснованным.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе; провести внеплановую проверку на предмет соответствия действий (бездействия) требованиям Закона о контрактной системе; выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 22 ноября 2017 года, представитель заказчика представил письменные пояснения, согласно которым жалобу считают необоснованной в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, в частности, по позиции 3 "Щебень из природного камня" ведомости материалов документации об аукционе установлены требования к характеристикам (показателям) товара, в том числе в отношении того, дроблением каких горных пород получен щебень, а именно, должен быть получен дроблением горной породы (одной из) осадочной, метаморфической, интрузивной, эффузивной, гравия и валунов", то есть указано, что одной из перечисленных горных пород. Согласно пояснениям заказчика, данное уточнение сделано в связи с тем, что при описании требований к характеристикам за основу взяты положения ГОСТ8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ", где в п.3.1 ГОСТ8267-93 содержится о том, что щебень из горных пород представляет неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св.5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, вместе с тем, из ГОСТ8267-93 следует, что марки щебня и его показатели разнятся в зависимости оттого, из какой горной породы получен щебень; в позиции 10 "Смесь песчано-гравийная" ведомости материалов документации об аукционе были установлены требования к песку (зерновому составу), входящему в состав природной и обогащенной песчано-гравийной смеси: "Песок, входящий в состав природной песчано-гравийной смеси, по зерновому составу должен быть: крупным, средним: мелким и очень мелким. Песок, входящий в состав обогащенной песчано-гравийной смеси, должен быть: крупным и средним: мелким". В инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрено, что перечисление материалов, их характеристик (показателей), являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала после знака двоеточия, и разделенные между собой точкой с запятой означает, что Заказчику необходимы все материалы, со всеми перечисленными характеристиками (показателями). Так, согласно требованиям к характеристикам песчано-гравийной смеси, песок, входящий в состав природной песчано-гравийной смеси, по зерновому составу должен быть: крупным, средним; мелким и очень мелким. Следовательно, требуется песок по зерновому составу крупный или средний (действует правило инструкции в отношении применения знака "запятая", где указано, что перечисление характеристик (показателей) материала, являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала, через запятую или точку с запятой означает необходимость конкретизировать данные характеристики (показатели)", то есть требуется выбрать один из предложенных); и мелкий и очень мелкий (действует правило в отношении знака "точка с запятой" после "двоеточия", где сказано, что перечисление материалов, их характеристик (показателей), являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала после знака двоеточия, и разделенные между собой точкой с запятой означает, что заказчику необходимы все материалы, со всеми перечисленными характеристиками (показателями)). Аналогичны требования к песку, входящему в состав обогащенной песчано-гравийной смеси. Согласно ведомости материалов документации об аукционе, песок, входящий в состав обогащенной песчано-гравийной смеси должен быть: крупным и средним; мелким. Следовательно, требуется песок по зерновому составу крупный и средний (действует правило инструкции в отношении применения союза "и", где при перечислении в требованиях к материалам показателей эквивалентности через запятую и с использованием соединительного союза "и", участник предлагает товар, сочетающий в себе все показатели, соединенные данным союзом (не исключая выбор между показателями, перечисляющимися через запятую после союза), то есть требуется указать оба показателя, и мелкий, так как действует правило в отношении знака "точка с запятой" после "двоеточия". Согласно письменным пояснениям заказчика, соответствующие требования документации об аукционе участником закупки не соблюдены, в связи с чем заявка ООО "Эфэстройсервис" была обоснованно отклонена. На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Эфэстройсервис" необоснованной. Представителем ООО "Эфэстройсервис" на рассмотрении жалобы поддержаны доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Эфэстройсервис", письменные пояснения заказчика, проанализировав пояснения представителя заказчика, заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
31.10.2017 г. 15:44 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0504600002017000004 "Восстановление асфальтового покрытия" (извещение о проведении электронного аукциона - 31.10.2017 г. 15:44 ч.) для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о аукционе. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 2 160 000,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 31.10.2017 г. 15:44 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 13.11.2017 г. 08:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 14.11.2017 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 17.11.2017 г. в 11:15 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 6 заявок, в результате рассмотрения первых частей 4 заявки отклонены от участия в аукционе, 2 заявки допущены на участие в аукционе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 14 ноября 2017 года.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
По позиции 3 "Щебень из природного камня" ведомости материалов документации об аукционе заказчиком предусмотрено требование "Щебень со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3, должен быть получен дроблением горной породы (одной из) осадочной, метаморфической, интрузивной, эффузивной, гравия и валунов". В заявке с порядковым номером 5 по позиции 3 "Щебень из природного камня" ведомости материалов документации об аукционе предложен "Щебень со средней плотностью зерен 2,5 г/см3, получен дроблением горной породы метаморфической, гравия и валунов".
При заполнении первой части заявки на участие в аукционе участники закупки руководствуются положениями инструкции по заполнению заявки (п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указано, что перечисление материалов, их характеристик (показателей), являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала после знака двоеточия, и разделенные между собой точкой с запятой означает, что Заказчику необходимы все материалы, со всеми перечисленными характеристиками (показателями). Также в инструкции по заполнению заявки оговаривается, что данное правило не распространяется на случаи, когда содержится выражение, предполагающее выбор из предложенных характеристик (показателей) товара ("один из..", "любой из_"), а также случаи, когда при перечислении характеристик (показателей) используются союзы "и", "или" (в этом случае применяется положение о применении союзов "и", "или").
В позиции 3 "Щебень из природного камня" ведомости материалов документации об аукционе заказчиком предусмотрено требование с использованием "одной из.." и с одновременным сочетанием союза "и".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе слова "один из..", "любой из_" трактуются как предполагающий выбор из предложенных характеристик (показателей) товара, в тоже время как положения о применении союза "и" в инструкции по заполнению заявки интерпретируется как предложение товара, сочетающего в себе все показатели, соединенные данным союзом (не исключая выбор между показателями, перечисляющимися через запятую после союза), Следовательно, правила, указанные в инструкции по заполнению заявки, для заполнения заявок противоречат друг другу, что привело к отклонению заявки с порядковым номером 5.
В силу ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренных ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
По позиции 10 "Смесь песчано-гравийная: природная; обогащенная" ведомости материалов документации об аукционе заказчиком предусмотрено требование: "Песок, входящий в состав природной песчано-гравийной смеси, по зерновому составу должен быть: крупным, средним; мелким и очень мелким. Песок, входящий в состав обогащенной песчано-гравийной смеси, должен быть: крупным и средним; мелким.". В заявке с порядковым номером 5 по позиции 10 "Смесь песчано-гравийная: природная; обогащенная" ведомости материалов документации об аукционе предложен "Песок, входящий в состав природной песчано-гравийной смеси, по зерновому составу: мелкий и очень мелкий. Песок, входящий в состав обогащенной песчано-гравийной смеси: крупный и средний".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указано, что перечисление характеристик (показателей) материала, являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала, через запятую или точку с запятой означает необходимость конкретизировать данные характеристики (показатели). Перечисление материалов, их характеристик (показателей), являющихся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала после знака двоеточия, и разделенные между собой точкой с запятой означает, что Заказчику необходимы все материалы, со всеми перечисленными характеристиками (показателями). Также в инструкции по заполнению заявки оговаривается, что данное правило не распространяется на случаи, когда содержится выражение, предполагающее выбор из предложенных характеристик (показателей) товара ("один из..", "любой из_"), а также случаи, когда при перечислении характеристик (показателей) используются союзы "и", "или" (в этом случае применяется положение о применении союзов "и", "или").
Относительно положения о применении союзов "и", "или" в инструкции по заполнению заявки предусмотрено, что при перечислении в требованиях к материалам показателей эквивалентности через запятую и с использованием соединительного союза "и", участник предлагает товар, сочетающий в себе все показатели, соединенные данным союзом (не исключая выбор между показателями, перечисляющимися через запятую после союза).
В связи с тем, что по позиции 10 "Смесь песчано-гравийная: природная; обогащенная" ведомости материалов документации об аукционе заказчиком предусмотрено требование с использованием знака "двоеточие", ";" и с одновременным сочетанием союза "и", то исходя из положения инструкции по заполнению заявки следует применять положения о союзе "и", где указывается, что при перечислении в требованиях к материалам показателей эквивалентности через запятую и с использованием соединительного союза "и", участник предлагает товар, сочетающий в себе все показатели, соединенные данным союзом (не исключая выбор между показателями, перечисляющимися через запятую после союза), что было сделано заявителем, где в своей заявке по позиции 10 "Смесь песчано-гравийная: природная; обогащенная" ведомости материалов документации об аукционе, предложен к поставке "Песок, входящий в состав природной песчано-гравийной смеси, по зерновому составу: мелкий и очень мелкий. Песок, входящий в состав обогащенной песчано-гравийной смеси: крупный и средний".
Таким образом, заявка с порядковым номером 5 была отклонена от участия в аукционе незаконно, так как заявка заявителя подготовлена в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе и документации об аукционе.
В силу ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренных ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Однако, позиция 10 "Смесь песчано-гравийная: природная; обогащенная" ведомости материалов документации об аукционе не носит объективного характера, вводит участников в заблуждение, так как заказчиком предусмотрено требование с использованием знака "двоеточие", ";" и с одновременным сочетанием союза "и" и инструкция по заполнению заявки четко не оговаривает как заполнять заявки на участие в аукционе при одновременном применении выше оговоренных знаков.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Проведенной Комиссией Кабардино-Балкарским УФАС России проверкой установлено, что в проекте муниципального контракта установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, включая пени, начисляемые за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - ПП РФ от 25.11.2013 N1063).
Однако, ПП РФ от 25.11.2013 N1063 утратило юридическую силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - ПП РФ от 30.08.2017 N1042), утвердившего новые правила размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
На основании ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Эфэстройсервис обоснованной.
2.Признать в действиях Муниципального унитарного предприятия "Водоканал", Единой комиссии Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64, ч.1, 3, 4 и 5 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.В связи с тем, что по жалобе Индивидуального предпринимателя Гутновой Карины Эдуардовны на действия единой заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0504600002017000004 "Восстановление асфальтового покрытия" выдано предписание, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 22 ноября 2017 г. N 05-287-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017