Резолютивная часть решения оглашена "21" ноября 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено "24" ноября 2017 г.
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Галлямова В.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Навигатор СИЗ" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку противогазов (извещение N 0369100014617000085) в присутствии:
- представителей Заказчика Даниловой Виктории Владимировны, действующего на основании доверенности N32 от 20.11.2017, Рокутовой Елены Андреевны, действующего на основании доверенности N33 от 20.11.2017;
- представителей Общества Голиковой Веры Михайловны, действующего на основании решения б/н от 25.03.2015, Голикова Сергея Михайловича, действующего на основании доверенности N3 от 10.01.2017, Кончикова Максима Владимировича, действующего на основании доверенности N8 от 10.01.2017,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Навигатор СИЗ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку противогазов (извещение N 0369100014617000085) (далее - Аукцион).
Согласно представленным документам Заказчиком объявлено о проведении электронного аукциона 07.11.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 93 740,10 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.11.2017 N0369100014617000085-1, на участие в электронном аукционе подано 2 заявки.
Электронный аукцион состоялся 20.11.2017 (снижение начальной (максимальной) цены контракта составила 5,59%).
Контракт по состоянию на 21.11.2017 не заключен.
Согласно доводам Заявителя, в аукционной документации Заказчиком установлены конкретные требования к товару, которому соответствует один вид изделия - противогаз гражданский ГП-7, указанные обстоятельства могут привести к ограничению конкуренции. Также заявитель считает, что Примечание, содержащееся в Технических характеристиках противогаза в Техническом задании, может привести к нарушению принципов контрактной системы в сфере закупок и к недобросовестной конкуренции.
На заседание Комиссии представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что Заказчиком, исходя из собственных потребностей, установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара. При этом указанные требования в своей совокупности позволяют наиболее полно определить степень соответствия предлагаемого участниками товара потребностям Заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Более того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в конкурсе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В соответствии с Техническим заданием, Заказчику необходимо поставить противогазы гражданские фильтрующие ГП-7 (или "эквивалент").
Заявителем представлен Каталог продукции 2017 "Средства индивидуальной и коллективной защиты", из которого следует, что ГП-7 - это противогаз, предназначенный для защиты органов дыхания и зрения взрослого населения, от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей.
Одним из стандартов Российской Федерации, отражающих общие технические требования к средствам индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях является ГОСТ Р 22.9.19-2014 (далее - Стандарт). Согласно пункта 5.1.5 Стандарта введение новых показателей (дополнительных требований), не предусмотренных настоящим стандартом, должно подтверждаться набором статистических данных, полученных при лабораторных, натурных и других испытаниях, на основании которых определена обоснованность и целесообразность их введения. Введение данных показателей производится установленным порядком.
Требования к эргономическим показателям комбинированных фильтров приведены в пункте 5.3.6 Стандарта:
Наименование показателя |
Требование к показателю |
Начальное сопротивление постоянному потоку воздуха при объемном расходе 30 дм3/мин, Па, не более: |
180 |
Сопротивление постоянному потоку воздуха при объемном расходе 30 дм3/мин после запыления, Па, не более: |
240 |
Масса, г, не более: |
|
- для одностороннего бокового присоединения к лицевой части |
350 |
- для двухстороннего бокового присоединения к лицевой части |
250 |
- для центрального присоединения к лицевой части |
500 |
Вместе с тем, Заказчиком отражены следующие требования:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Масса фильтрующе-поглощающей коробки, г |
не более 250 |
Сопротивление противогаза дыханию на вдохе при скорости постоянного потока воздуха 30 дм3/мин, Па, не более |
176,4 |
В данном случае показатели, установленные Стандартом и потребностью Заказчика, различны.
Пункт 10 "Технические характеристики противогаза" Технического задания содержит время защитного действия фильтрующе-поглощающей коробки по опасным химическим веществам при концентрациях (С0) веществ (мг/дм3), мин, не менее:
- циан водорода |
С0=5,0 мг/дм3 |
18 |
- соляная кислота
|
С0=5,0 мг/дм3 |
20 |
- декан |
0,05 мг/ дм3 |
1000 |
- фурфурол |
С0=1,5 мг/дм3 |
300 |
- тетраэтилсвинец |
С0=2,0 мг/дм3 |
50 |
- циан хлористый |
С0=5,0 мг/дм3 |
18 |
- сероводород |
С0=10 мг/дм3 |
25 |
- хлор |
С0=5,0 мг/дм3 |
40 |
- соляная кислота
|
С0=5,0 мг/дм3 |
20 |
- этилмеркаптан |
С0=5,0 мг/дм3 |
40 |
- нитробензол |
С0=5,0 мг/дм3 |
40 |
- фенол |
С0=2,0 мг/дм3 |
200 |
Общие технические требования Стандарта не предусматривают защитных характеристик веществ "этилмеркаптан, нитробензол, фенол" для противогазов, необходимых для подтверждения эффективности защиты.
При этом Заказчиком не представлено документов, подтверждающих необходимость поставки противогазов с указанными техническими характеристиками.
Исходя из доступных источников, а также совокупности характеристик и значений показателей товара, установленных заказчиком в Техническом задании, соответствует конкретной марке товара - ГП-7, что исключает возможность поставки товара других марок даже при условии включения слова "эквивалент" в объект закупки.
В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 N 18АП-931/2017 по делу N А76-16144/2016 говорится о том, что формирование закупочной документации осуществляется исключительно в зависимости от потребностей заказчика в получении тех или иных товаров, работ или услуг в необходимых последнему форме, способах, комплектации. Описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований, удовлетворить который может лишь ограниченный круг лиц.
Вместе с тем, необходимость и обоснованность приобретения товара ГП-7 Заказчиком не доказано, что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки. Указанные действия противоречат пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком предусмотрена возможность поставки эквивалентной продукции, тогда как включение в описании объекта закупки слов "или эквивалент" возможна только при выполнении работ или оказании услуг.
2. Как следует из совокупного толкования части 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1,4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации, должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В Техническом задании в категории "Особые условия" поставляемая продукция должна пройти все стадии постановки на производство согласно ГОСТ РВ 15.301-2003 "Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Постановка на производство изделий. Основные положения". Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ носит рекомендательный характер, однако, для чего установлен ГОСТ РВ 15.301-2003 в категории "Особые условия" Заказчик пояснить не смог.
Далее Заказчиком установлено, что противогазы приобретаются на основании:
- Федерального закона от 12.12.1998 N28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "Защита населения и территорий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Постановления Правительства от 10.11.1996 N1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Постановления Правительства от 27.04.2000 N379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- Приказа МЧС России N543 от 01.10.2014 "Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты";
- Плана гражданской обороны по приказу МЧС N70 ДСП от 16.02.2012.
Более того, в Примечании к техническим характеристикам противогаза указано, что "В соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2011 N 789 "О признании утратившим силу приказа МЧС России от 03.10.2008 N 594 "О принятии на снабжение в системе МЧС России противогаза гражданского ГП-7БВ (ГП-7Б)" противогазы ГП-7БВ (ГП-7Б) не рассматриваются. Противогазы ГП-7БВ (ГП-7Б) для накопления и использования в целях гражданской обороны для защиты населения не используются".
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России установлено, что указанные нормативные акты, в целом, не имеют отношения к данной закупке. Однако, представитель Заказчика пояснил, что при ФГКУ Комбината "Борец" Росрезерва есть специальный аварийно-спасательный отряд, где осуществляется деятельность также на основании Приказов МЧС России. Документов, подтверждающих действие Приказов МЧС России на Заказчика, представлено не было.
Также Техническое задание аукционной документации содержит требование о предоставлении при поставке товара следующих документов:
- Сертификат соответствия на данное изделие (копия);
- Формуляр (или копия), в котором указан комплект поставки, основные характеристики, свидетельство о приемке ВП МО РФ, заключение представителя Заказчика, гарантийные обязательства и другая информация. Формуляр заверяется печатью ВП МО РФ и печатью завода-изготовителя.
Согласно пояснениям представителя заказчика обязательное условие прохождения противогазами военной приемки обусловлено необходимостью обеспечения наилучшей защиты населения как в мирное, так и в военное время.
Между тем, согласно пунктам 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 (далее - Постановление Правительства РФ N 804), военные представительства подконтрольны Министерству обороны Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 3 Постановления Правительства РФ N 804, можно сделать вывод о том, что контроль качества и приемка военной продукции, производимой для государственных заказчиков, кроме Министерства обороны Российской Федерации, осуществляются Министерством на договорной основе, а, следовательно, носят добровольный характер.
Таким образом, включение в документацию об аукционе обязанности поставщика предоставить формуляр на товар с отметкой военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, свидетельство о приемке военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, а также указание нормативных актов является необоснованным, что противоречит пункту 1 части 1, части 4 статьи 64, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Заявителем в Челябинское УФАС России не представлено доказательств, подтверждающих доводы жалобы в части ограничения количества участников к участию в аукционе.
Более того, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе подано 2 заявки. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.11.2017, к аукциону допущены оба участника, что свидетельствует о наличии конкурентной среды.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1.В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
В нарушение частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта, во-первых, отсутствует ответственность заказчика, установленная в части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, за просрочку исполнения обязательств Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, во-вторых, отсутствует ответственность подрядчика, установленная в пункте 5 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Навигатор СИЗ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку противогазов (извещение N 0369100014617000085) обоснованными в части указания характеристик и показателей товара, соответствующего марки противогаза ГП-7, необоснованными в части сокращения количества участников закупки.
2. По результатам рассматриваемой жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
В.С. Галлямов
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 ноября 2017 г. N 822-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017