Резолютивная часть решения оглашена: "15" ноября 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено: "24" ноября 2017 г.
г. Казань, ул. Московская, д.55, 2 этаж, каб.201
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Яфизов А.А. - начальник отдела; |
Членов Комиссии: |
Амирова В.Р.- ведущего специалиста-эксперта; Кучеева А.С. -ведущего специалиста-эксперта |
рассмотрев жалобызаявителей(вх. N 21583/ж от 08.11.2017, 21595/ж от 08.11.2017), на действия заказчика при проведении закупки 0211100000117000179, в присутствии (отсутствии);
- заказчика -Сагиров М.М. (доверенность N56 от 25.02.2017 г.), Насыбуллин Р.Н. (доверенность N29 от 29.03.2017 г.), Ковылин С.В. (доверенность 73 от 17.08.2017)
- заявителя ООО ПРИЗ - Суворова К.В.(директор),
- заявителя ООО ОПОРА - Ижеева Е.Ю.(доверенность Nб/н от 14.11.2017 г.),
У С Т А Н О В И Л А:
Изменения в извещение о проведении электронного аукциона N 0211100000117000179 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 27.10.2017 года.
Заказчик - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН.
Начальная (максимальная) цена контракта -28 136 565,00 руб.
Предмет контракта: выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви, обуви на протезы для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов.
Способ закупки - электронный аукцион;
Дата и время начала подачи заявок - 27.09.2017 16:47;
Дата и время окончания подачи заявок - 13.11.2017 09:00;
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 14.11.2017;
Дата проведения аукциона в электронной форме - 17.11.2017 в 09:15.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком были нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Позиция заявителя (ООО ОПОРА):
1) По мнению заявителя, заказчик неправомерно установил требование о наличии лицензии оказания медицинской деятельности у исполнителя, лишив возможность привлечения соисполнителей.
2) По мнению заявителя, заказчик неправомерно установил требование в разделе 2.9 Технического задания о месте выполнения работа: с выездом по месту жительства получателя.
Позиция заявителя (ООО ПРИЗ):
1) По мнению заявителя, в требованиях о наличии лицензии оказания медицинской деятельности, допущена ошибка в наименования профиля деятельности (вместо "и", указано "о"), а также не отражено в какой части заявки необходимо прикладывать копию данной лицензии.
2) По мнению заявителя, заказчик неправомерно установил требование в разделе 2.9 Технического задания о месте выполнения работа: с выездом по месту жительства получателя.
3) По мнению заявителя, заказчик неправомерно установил требование о том, что участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в форме 2, при условии что в форме2 отсутствуют показатели.
4) По мнению заявителя, заказчиком установлены требования к материалам, несоответствующим ГОСТ.
5) По мнению заявителя, заказчик нарушил объективности описания закупок путем установления требования и формулировок "иное" к типу применяемой стопы и методу крепления протеза;
6) По мнению заявителя, заказчик не представил в установленный срок разъяснения на запрос участника.
Позиция заказчика:
Заказчик не согласился с доводами жалобы, и считает их необоснованными по следующим основаниям.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по аукциону приходит к следующим выводам.
По доводам ООО "ОПОРА"
1) Выводы Комиссии относительно того, что заказчик неправомерно установил требование о наличии лицензии оказания медицинской деятельности у исполнителя, лишив возможность привлечения соисполнителей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системепри осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 г. N1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" A23.30.001 Пособие по подбору ортопедических стелек; A23.30.002 Пособие по подбору ортопедической обуви; B01.050.001 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда первичный; B04.050.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда; B04.050.004 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-ортопеда, относятся к медицинским услугам.
Согласно пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемой.
Комиссией установлено, что в предмете закупки указана, что обувь должна изготавливаться по индивидуальным медицинским заказам по слепкам, индивидуальным колодкам, индивидуально должны подбираться различные виды конструкций, определяемых врачом протезистом - ортопедом исполнителя с учетом медицинских показаний и эстетических потребностей пациентов.
Таким образом, исходя из технического задания следует, что конструкций обуви, определяется врачом протезистом - ортопедом исполнителя с учетом медицинских показаний, то есть должны оказываться медицинские услуги по номенклатуре: A23.30.002 Пособие по подбору ортопедической обуви; B01.050.001 Прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда первичный; B04.050.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-травматолога-ортопеда; B04.050.004 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-ортопеда, относятся к медицинским услугам.
Комиссией установлено, что заказчик в требованиях к участникам закупки установил требование о наличии лицензии на оказание медицинских услуг, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также Комиссия отмечает, что в проекте контракта не предусмотрен запрет на привлечении в исполнении контракта медицинских учреждений для обследования и консультации получателей протезов.
Следовательно, довод заявителя является необоснованным.
2)Выводы Комиссии относительно того, что заказчик неправомерно установил требование в разделе 2.9 Место и срок выполнения работ о месте выполнения работа: с выездом по месту жительства получателя.
Согласно пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно разделу 2.9. Место и срок выполнения работ части 2 Информационная карта Документации об аукционе, установлено, что место выполнения работ (место предоставления результатов работ): Российская Федерация, Республика Татарстан, по месту изготовления Изделий, при необходимости с выездом по месту жительства получателя при наличии направления Фонда.
Исходя из указанных условий, следует, что место предоставления результатов работ, то есть куда необходимо доставить протез может быть место жительства получателя при наличии направления Фонда.
При этом, заказчиком не установлена обязанность изготавливать протезы по месту жительства получателя, что также невозможно из-за технологических особенностей их изготовления.
Следовательно, довод заявителя является необоснованным.
По доводам ООО "ПРИЗ"
1) Выводы Комиссии относительно того, что заказчиком в требованиях о наличии лицензии оказания медицинской деятельности, допущена ошибка в наименования профиля деятельности (вместо "и", указано "о"), а также не отражено в какой части заявки необходимо прикладывать копию данной лицензии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системепри осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В разделе 2.10 части 2 Информационная карта Документации об аукционе, установлено, что осуществлять выполнение комплекса работ при наличии соответствующей медицинской лицензии по профилю: организации здравоохранения о общественному здоровью, травматологии и ортопедии, согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2015 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" у Исполнителя, осуществляющего подбор протезно-ортопедических изделий, является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации N 291 от 16.04.2015 в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, входят работы по организации здравоохранения и общественному здоровью, травматологии и ортопедии.
Таким образом, заказчиком в разделе 2.10 части 2 Информационная карта Документации об аукционе, допущена ошибка в указании вида работ, для выполнения которой необходима лицензия, что не соответствует части 1 статьи 31 и части 1 статьи 33 закона о контрактной системе.
При этом, необходимость представления указанной лицензии устанолвена в пункте 3 раздела 1.4 части 2 Информационная карта Документации об аукционе, согласно которому вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие работы требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к работе и представление указанных документов предусмотрено настоящей документацией (указывается в Информационной карте настоящей документации об электронном аукционе).
Следовательно, довод заявителя является частично обоснованным.
2)Выводы Комиссии относительно того, что заказчик неправомерно установил требование в разделе 2.9 Место и срок выполнения работ о месте выполнения работа: с выездом по месту жительства получателя.
Согласно пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно разделу 2.9. Место и срок выполнения работ части 2 Информационная карта Документации об аукционе, установлено, что место выполнения работ (место предоставления результатов работ): Российская Федерация, Республика Татарстан, по месту изготовления Изделий, при необходимости с выездом по месту жительства получателя при наличии направления Фонда.
Исходя из указанных условий, следует, что место предоставления результатов работ, то есть куда необходимо доставить протез может быть место жительства получателя при наличии направления Фонда.
При этом, заказчиком не установлена обязанность изготавливать протезы по месту жительства получателя, что также невозможно из-за технологических особенностей их изготовления.
Следовательно, довод заявителя является необоснованным.
3) Выводы Комиссии относительно того, что неправомерно установил требование о том, что участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в форме 2, при условии, что в форме 2 отсутствуют показатели.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Приложение N2 Инструкции по заполнению заявки участником закупки части 3 Техническое задание участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в форме 2.
При этом, Комиссия отмечает, что в форме 2 не указаны конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным, а заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4)Выводы Комиссии относительно того, что заказчиком установлены требования к материалам, несоответствующим ГОСТ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно Приложение N2 Инструкции по заполнению заявки участником закупки части 3 Техническое задание установлено, что слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения.
Таким образом, согласно требованиям документации участнику размещения заказа в заявке на участие следует указать, что толщина нубука в п.1 - 2.8 мм, либо больше, в п.2 - 2.6 мм.
Согласно ГОСТ 939-88 "Кожа для верха обуви. Технические условия" п.1.2.5 Кожи вырабатывают толщиной от 0,5 до 2,8 мм включительно.
Таким образом, установленные заказчиком требования не противоречат ГОСТ.
Согласно Приложение N2 Инструкции по заполнению заявки участником закупки части 3 Техническое задание установлено, что символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Таким образом, согласно требованиям документации участнику размещения заказа в заявке на участие следует указать, что толщина замши в п.1 - 0,6-1,5 мм, в п.2 - 0,7-1,5 мм.
Согласно ГОСТ 3717-84 Замша. Технические условия п.1.4 замша для обуви бывает толщиной 0,7 до 1,5 мм включительно. Соответственно показатель по п.1 толщина замши - 0,6-1,5 мм не соответствует ГОСТ.
Следовательно, заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя является частично обоснованным.
5)Выводы Комиссии относительно довода заявителя о том, что заказчик нарушил объективности описания закупок путем установления требования и формулировок "иное" к типу применяемой стопы и методу крепления протеза.
Комиссия отмечает, что в техническом задании установлены существующие в соответствии с ГОСТ Р 53869-2010 типы применяемой стопы и методы крепления протеза, но при этом перечислены не все существующие в соответствии с этим ГОСТ типы применяемой стопы и методы крепления протеза, в связи с чем заказчиком указано "иное" предоставляющее возможность участнику указать в заявку тот тип стопы и метод крепления стопы, соответствующее ГОСТ и которые там содержаться, по которому данным участником осуществляется изготовление протезов.
Следовательно, данный показатель, не является ограничением и нарушением объективности описания закупки.
6)Выводы Комиссии относительно того, что заказчик не представил в установленный срок разъяснения на запрос участника.
3 ноября 2017 года заявителем было подано 2 запроса (74995, 74967) наразъяснений положений документации по закупке.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
По мнению заявителя, ответ на запрос разъяснений были даны с нарушением, так как ответ был дан 7.11.2017 г., т.е. спустя 3 дня.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что 4, 5 и 6 ноября 2017 года были выходными днями, следовательно, направление заказчиком ответа 7 ноября 2017 года является обоснованным и не содержит нарушения Закона о контрактной системе.
Довод заявителя является необоснованным.
Учитывая что, выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика Комиссией принято решение предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1) Признать жалобу ООО "ОПОРА" (вх. N 21595/ж от 08.11.2017 г.), на действия заказчика - ГУ -РО ФСС РФ по РТ при проведении закупки при проведении закупки 0211100000117000179на предмет: выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви, обуви на протезы для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, необоснованной.
2) Признать жалобу ООО "ПРИЗ" (вх. N 21583/ж от 08.11.2017 г.), на действия заказчика - ГУ -РО ФСС РФ по РТ при проведении закупки при проведении закупки 0211100000117000179 на предмет: выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви, обуви на протезы для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, частично обоснованной.
3) Признать действия заказчика - ГУ -РО ФСС РФ по РТ при проведении закупки при проведении закупки 0211100000117000179 на предмет: выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви, обуви на протезы для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов нарушившим требования части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33,пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4) Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: |
А.А. Яфизов
|
|
Члены Комиссии: |
В.Р. Амирова
А.С. Кучеева |
|
|
|
исп. В.Р. Амирова
тел.(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 ноября 2017 г. N 580-кз/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017