Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Араевой З.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Евграфова Д.А. (надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела), в присутствии представителей государственного заказчика - ГКУ "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Утебкалиевой С.Х. (доверенность б/н от 23.11.2017), Руденко Ю.А. (доверенность б/н от 23.11.2017), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Евграфова Д.А. на действия государственного заказчика - ГКУ "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (414040, г. Астрахань, ул. Раскольникова, 10 в) при проведении электронного аукциона "Строительство подъезда к с. Трудфронт от автодороги Астрахань-Махачкала с устройством причальных сооружений на реке Бахтемир в Икрянинском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825200001817000083), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.11.2017 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Евграфова Д.А. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ГКУ "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт мостового перехода через реку Белый Ильмень на км 22+694 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Астрахань - Красный Яр в Красноярском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825200001817000083) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителей Заказчика - ГКУ "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор", оценив их доводы, Комиссия установила, что 31.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0825200001817000083 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 103 404 570,00 руб.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
I. Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчик не указал в качестве видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно, работы по устройству наружных электрических сетей и линий.
Согласно ч.2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N570 от 15.05.2017) утверждены следующие виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Инженерная подготовка территории
4. Инженерная защита территории
5. Свайные работы
6. Устройство фундаментов и оснований
7. Возведение несущих конструкций
8. Возведение наружных ограждающих конструкций
9. Устройство кровли
10. Фасадные работы
11. Внутренние отделочные работы
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
14. Устройство внутренних трубопроводных систем
15. Устройство внутренних слаботочных систем
16. Установка подъемно-транспортного оборудования
17. Монтаж технологического оборудования
18. Пусконаладочные работы
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
23. Устройство наружных сетей газоснабжения
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
25. Работы по обустройству автомобильной дороги
26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
27. Устройство трубопроводов
28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
29. Устройство туннелей
30. Устройство штолен
31. Устройство искусственных сооружений
32. Дноуглубительные и водолазные работы
33. Гидротехнические работы
34. Благоустройство
П. 2 Постановления N570 от 15.05.2017 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N570 от 15.05.2017, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N570 от 15.05.2017, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
В приложении N8 к аукционной документации содержится следующая информация:
"Возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство подъезда к с. Трудфронт от автодороги Астрахань-Махачкала с устройством причальных сооружений на реке Бахтемир в Икрянинском районе Астраханской области":
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Инженерная подготовка территории
4. Свайные работы
5. Устройство фундаментов и оснований
6. Возведение наружных ограждающих конструкций
7. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
8. Работы по обустройству автомобильной дороги
9. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
10. Устройство искусственных сооружений
11. Гидротехнические работы.
Так, в приложении N7 к контракту указано:
Виды и объемы работ, которые Подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту (заполняется по предложению участника после заключения контракта).
Nп/п |
Виды работ согласно постановлению Правительства РФ от 15.05.217 N570 |
Объем работ |
Сметная стоимость |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
* |
*- заполняется по предложению Подрядчика путем включения конкретных видов и объемов работ. При этом объем работ в столбце 4 должен составлять не менее 15 % цены контракта.
Анализ проектной документации, размещенной вместе с документацией об аукционе показал, что приведенные Заказчиком в приложении N8 к аукционной документации работы в совокупном стоимостном выражении превышают 15% начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в данном случае не усматривается.
Действующее законодательство, положения документации об аукционе и условия проекта контракта не запрещают победителю аукциона выбрать для самостоятельного выполнения по своему усмотрению работы, не включенные в определенный в документации об аукционе перечень возможных видов и объемов, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно.
II. Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчик установил требование к фракции щебня 20-40, не соответствующее ГОСТ 8267-93.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предписывает использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчиком в ведомости потребных ресурсов установлено требование "щебень из природного камня для строительных работ марка: 600, фракция 20-40 мм".
Согласно пункту 4.2.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (далее - ГОСТ 8267-93) щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; свыше 10 до 15 мм; свыше 10 до 20 мм; свыше 15 до 20 мм; свыше 20 до 40 мм; свыше 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
В приложении N2 к контракту определен перечень нормативных документов, которыми обязан руководствоваться подрядчик при выполнении работ, являющихся предметом электронного аукциона, в том числе ГОСТ 8267-93.
Из указанного ГОСТа следует, что показатель "фракция" щебня определяется числовым диапазоном. При этом значение диапазона, установленного Заказчиком, "20-40 мм" не соответствует требованию, установленному пунктом 4.2.1 ГОСТа 8267-93: "св. 20 до 40".
Такое отклонение от стандартного показателя заказчиком в аукционной документации не объяснено, что свидетельствует о нарушении правила объективного описания объекта закупки.
Данные действия Заказчика нарушают п. 1 и п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
III. По мнению Заявителя, ведомость потребных ресурсов, являющаяся неотъемлемой частью аукционной документации, составлена ненадлежащим образом, а именно: отсутствует количество товара в цельном числовом выражении, так, к примеру: пункты ведомости потребных ресурсов "скрепа размером 20 мм NC20 (СИП) массой до 20 г в количестве 18,5 шт"; "наконечники кабельные: для электротехнических установок в количестве 48,96 шт".
Между тем Заявителем не учтено, что указание в ведомости количества в виде десятичных дробей является следствием особенностей функционирования программного комплекса, используемого для составления сметной документации.
При определении подрядчиком количества материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ, количество материалов, указанное в ведомости, округляется до целых.
Согласно пункту 3.26 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации рекомендуется приводить следующим образом: в локальных сметных расчетах (сметах) построчные и итоговые цифры округляются до целых рублей. При этом в данном пункте указано, что аналогично приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства.
Таким образом, Комиссия не усматривает оснований полагать, что Заказчик определил количество материалов ненадлежащим образом.
Выявленные Комиссией нарушения не могут привести к неправильному определению победителя аукциона, не влияют на результат аукциона, в связи с чем Комиссия не усматривает оснований для выдачи Заказчику предписания.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Евграфова Д.А. на действия государственного заказчика - ГКУ "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" при проведении электронного аукциона "Строительство подъезда к с. Трудфронт от автодороги Астрахань-Махачкала с устройством причальных сооружений на реке Бахтемир в Икрянинском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825200001817000083) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика - ГКУ АО "Астраханьавтодор" нарушившим п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона "Строительство подъезда к с. Трудфронт от автодороги Астрахань-Махачкала с устройством причальных сооружений на реке Бахтемир в Икрянинском районе Астраханской области" (реестровый номер: 0825200001817000083).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
З.М. Араева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 23 ноября 2017 г. N 493-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017