Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика при проведении открытого конкурса (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300008317000193) на разработку проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения: противопаводковая дамба г. Ишим (от ж/д моста до очистных сооружений канализации ОАО "Водоканал") (далее также - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 15.11.2017 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, при проведении открытого конкурса на разработку проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения: противопаводковая дамба г. Ишим (от ж/д моста до очистных сооружений канализации ОАО "Водоканал").
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Копия жалобы направлена заявителю, заказчику, уполномоченному органу. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Заявитель указывает, что предусмотренный документацией порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта в связи с отсутствием зависимости между количеством присеваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями;
Кроме того, указывает, что в аукционной документации установлен невыполнимый срок исполнения работ.
Присутствующий в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 21.11.2017 N б/н), согласно которым конкурсная документация на разработку проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения: противопаводковая дамба г. Ишим (от ж/д моста до очистных сооружений канализации ОАО "Водоканал") не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого представил материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация города Ишима, являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения открытого конкурса на разработку проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения: противопаводковая дамба г. Ишим (от ж/д моста до очистных сооружений канализации ОАО "Водоканал") в интересах заказчика МКУ "УЖКХ города Ишима" с начальной (максимальной) ценой контракта 11 214 510,00 рублей.
Информация о конкурсе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300008317000193.
Комиссией установлено, что раздел 4 конкурсной документации содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 60%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия оценки 40%.
При этом к предложению участника о качестве оказываемых услуг, заказчиком даны следующие указания: наличие в заявке участника открытого конкурса развернутого описания предложения о качестве оказываемых услуг, в том числе: описание оказываемых услуг (по видам) в соответствии с условиями проекта контракта (Приложение N2 к настоящей конкурсной документации), с учетом каждого пункта технического задания (Приложение N1 к настоящей конкурсной документации) в форме пояснительной записки, включающей описание последовательности и порядка оказания услуг с привязкой к объекту, методы и способы оказания услуг.
Техническое предложение по качеству оказываемых услуг (описание предложения по качеству оказываемых услуг) должно быть с учетом каждого пункта технического задания (Приложение N1 к настоящей конкурсной документации).
Комиссия, исследовав Техническое задание (Приложение N 1 к документации) установила, что оно содержит требования в части стандартов, которыми должен руководствоваться исполнитель контракта, в части состава разделов, которые должна содержать проектная документация, определено, что в состав работ также включено прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверка достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
Комиссией установлено, что заказчиком, установлена следующая оценка по нестоимостному критерию (п. 4.1.2 Раздела 4 Главы 1 документации):
0 баллов - не соответствует требованиям по качеству и техническим условиям, указанным в техническом задании или условиям проекта контракта;
50 баллов - соответствует требованиям по качеству и техническим условиям, указанным в техническом задании или условиям проекта контракта;
100 баллов- имеется подробное описание предложения по качеству и техническим условиям, указанным в техническом задании или условиям проекта контракта.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
Комиссия указывает, что в соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" не должна превышать величину значимости критерия оценки "цена контракта" (п. 9 Правил).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не предусматривает предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию.
Установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в не установлении в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают ч.8 ст. 32, п.9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В части довода заявителя о том, что в аукционной документации установлен невыполнимый срок оказания услуг, Комиссия указывает следующее.
Разделом 2.12 конкурсной документации, определено, что приложением к документации является проект контракта (Приложение N2).
Пунктом 3 проекта контракта определены сроки оказания услуг по разработке проектной документации - до 10 января 2018 года. Начало оказания услуг определено с даты заключения контракта.
В указанный срок включается оказание услуг в полном объеме, в том числе подготовка, проверка и подписание актов приемки оказанных услуг, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3, предоставление Заказчику документации, необходимой для ввода объекта в эксплуатацию, и прочее (п. 3.1 проекта контракта).
Согласно п.9 Технического задания (Приложение N 1 к документации) проектная и рабочая документация передаются заказчику с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также положительным заключением достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 79-п "О сроках проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Государственным автономным учреждением Тюменской области "Управление государственной экспертизы проектной документации" не должен превышать 40 календарных дней.
Пунктом 23 Извещения о проведении открытого конкурса определена дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 24 ноября 2017 года.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиком в ЕИС в сфере закупок не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
В силу пункта 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС в сфере закупок протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 3 статьи 54 Закона о контрактной системе в течение 10 дней с даты размещения в ЕИС в сфере закупок протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику
Если учесть, что заказчиком протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе будет размещен в ЕИС в сфере закупок 24.11.2017 года, то с учетом п. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе, контракт будет подписан не ранее 5 декабря.
Статей 112 Трудового кодекса РФ установлены нерабочие праздничные дни с 01 января по 08 января 2018 года.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе сроки оказания услуг.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Комиссия, учитывая необходимость осуществления Исполнителем контракта государственной экспертизы, а также нерабочие праздничные дни, приходящиеся на срок оказания услуг, приходит к выводу, что срок, установленный заказчиком для оказания услуг, является невыполнимым для победителя конкурса.
Соответственно установленный заказчиком срок оказания услуг является необъективным и противоречит п.1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, Комиссия считает необходимым выдать заказчику и уполномоченному органу обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в закупочную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе и проведении дальнейшей процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
В связи с изложенным, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Фирма "Уралкомплект-наука" на действия заказчика - МКУ "УЖКХ города Ишима" при проведении открытого конкурса на разработку проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения: противопаводковая дамба г. Ишим (от ж/д моста до очистных сооружений канализации ОАО "Водоканал") (реестровый номер закупки 0167300008317000193) обоснованной.
2. Признать МКУ "УЖКХ города Ишима" нарушившим ч.8 ст. 32, п.9 ч. 1 ст. 50, п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в документацию, продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе и проведении дальнейшей процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 ноября 2017 г. N фкс17/366
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2017