Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС Росси, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС Росси, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее также - ООО "Новострой", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Северстрой" (далее также - ООО "Северстрой", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" (далее также - МКУ УПСИРИ, заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), заказчик): не явились, представили ходатайство о рассмотрении в отсутствии представителя, а также письменные пояснения;
рассмотрев жалобы ООО "Новострой", ООО "Северстрой", ООО "Перспектива" на действия заказчика МКУ УПСИРИ, уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап) (изв. N 0116300007017000498), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Новострой", ООО "Северстрой", ООО "Перспектива".
Из текста жалобы ООО "Новострой" следует:
1. Из графика производства работ, являющегося приложением к проекту контракта, а, следовательно, и частью аукционной документации, следует, что подрядчик обязан выполнить часть работ, предусмотренных контрактом, еще до заключения контракта.
2. Согласно извещению и документации об аукционе предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап). В составе документации об аукционе размещена документация, относящаяся к другой закупке, а именно: "Часть II. Описание объекта закупки Наименование закупки: выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района)" (5-й этап)".
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе в аукционной документации установлена не надлежащая дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации.
2. Аукционная документация не содержит условия, согласно которому подрядчик должен будет выполнить самостоятельно определенные виды работ согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Северстрой" следует:
1. Аукционная документация не содержит условия, согласно которому подрядчик должен будет выполнить самостоятельно определенные виды работ согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
2. Аукционная документация содержит разночтения в части установления/не установления требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа по жалобе ООО "Новострой" следует, что с доводами жалобы не согласны по следующим основаниям:
1. График производства строительно-монтажных работ - документ, являющийся обязательным приложением к контракту и содержащий начальный и конечный сроки выполнения работ (в том числе сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). График выполнения строительно-монтажных работ может предусматривать последовательное и (или) совмещенное выполнение строительно-монтажных работ, монтажа оборудования и его испытания в соответствии с технической документацией.
График выполнения строительно-монтажных работ составляется заказчиком до процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является приложением к контракту и формируется при размещении извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам определения цены контракта график оплаты выполненных работ может быть откорректирован в части снижения цены и (или) сокращения сроков.
Таким образом, график производства СМР по объекту: "Детский сад на 50 мест в с.Оргет (6-й этап) выполнен в соответствии с утвержденным планом-графиком закупок Заказчика МКУ "УПСИРИ" (октябрь м-ц), должен быть откорректирован в соответствии с результатом электронного аукциона в части снижения цены и (или) сокращения сроков, а именно должен быть утвержден и согласован в момент подписания контракта, в аукционной документации прилагается проект плана производства работ.
2. Предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап). В части II. "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" в наименовании закупки допущена опечатка - "выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (5-й этап)".
Просят признать жалобу ООО "Новострой" необоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа по жалобе ООО "Перспектива" следует, что с доводами жалобы не согласны по следующим основаниям
1. Для определения даты окончания срока представления разъяснений необходимо отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Соответственно, четвертый день будет датой окончания срока представления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе. Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен, (04.,05., 06- нерабочие дни, в расчет не берутся). Т.е. дата окончания срока предоставления разъяснений - 07.11.2017 г. установлена правильно.
2. Условия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, не установлены заказчиком в аукционной документации в связи с тем, что положения Закона о контрактной системе исключают возможность до заключения контракта потребовать от подрядчика предоставления информации о видах и объемах работ, которые он будет выполнять самостоятельно.
Просят признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа по жалобе ООО "Северстрой" следует, что с доводами жалобы не согласны по следующим основаниям:
1. Условия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, не установлены заказчиком в аукционной документации в связи с тем, что положения Закона о контрактной системе исключают возможность до заключения контракта потребовать от подрядчика предоставления информации о видах и объемах работ, которые он будет выполнять самостоятельно.
2. В закупке на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап), могут участвовать все организации и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные компании. А также организации, учрежденные заказчиком, то есть аффилированные лица, при этом в аукционной документации при установлении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций допущена техническая опечатка, указанное требование в рамках данной закупки установлено.
Просят признать жалобу ООО "Северстрой" необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ЭТП НЭП, а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.10.2017 года;
2) в извещение о проведении закупки внесены изменения - 24.10.2017 г.
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 8 809 238,49 рублей;
5) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
6) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Новострой" необоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установления ненадлежащего срока выполнения работ подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Также согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Кроме того, частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что информация, указанная в проекте контракта, должна соответствовать информации, указанной в извещении о проведении закупки и аукционной документации.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержать информацию, указанную извещении о проведении электронного аукциона.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Материалами дела установлено следующее.
В извещении о проведении закупки, в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, а также в пункте 13 части 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" аукционной документации установлен следующий срок завершения работы - до 25 декабря 2017 года.
В пункте 4.1. проекта контракта также установлен срок исполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту: со дня подписания контракта до 25 декабря 2017 года.
Согласно сведениям с официального сайта ЕИС датой окончания подачи заявок является 10.11.2017 г., датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 13.11.2017 г., следовательно, учитывая порядок заключения контракта, установленный Законом о контрактной системе, контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап) не может быть заключен ранее указанных дат, а именно не ранее чем во второй половине ноября 2017 г.
Вместе с тем, в составе аукционной документации размещен График производства строительно-монтажных работ по объекту "Детский сад на 50 м. в с. Оргет (6-й этап)", согласно которому подрядчик обязан приступить к началу выполнения в октябре 2017 г., а также выполнить работы по перевозке и планировке, а также земляные работы, в первой четверти ноября 2017 г.
Таким образом, срок выполнения работ, указанный в проекте контракта, не соответствует сроку выполнения работ, установленному извещением о проведении закупки, аукционной документации, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, заказчик, не установивший надлежащий срок выполнения работ, признается нарушившим часть 1 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Довод в части установления необъективного описания объекта закупки, подлежит признанию необоснованным.
В своей жалобе ООО "Новострой" указывает, что в составе аукционной документации размещено описание объекта закупки, не соответствующее предмету данного электронного аукциона, а именно на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района)" (5-й этап).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Предметом данной закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап).
Согласно материалам дела, описание объекта данной закупки установлено в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, которое содержит, в том числе следующую информацию: "Наименование закупки: выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района)" (5-й этап)".
Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации в части указания наименования закупки допущена техническая опечатка, при этом указаны объем и характер выполняемых работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап).
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений и документов, подтверждающих данный довод, позволяющих антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в закупке.
Таким образом, на основании изложенного довод заявителя ООО "Новострой" признан необоснованным.
Жалоба ООО "Новострой" признана частично обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части не установления в аукционной документации надлежащей даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно сведениям с официального сайта ЕИС датой окончания подачи заявок является 10.11.2017 г.
В пункте 11 части 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" аукционной документации установлены следующие даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: разъяснения участникам аукциона положений документации об аукционе предоставляются с "24" октября 2017 г. по "07" ноября 2017 г.
Проанализировав положения аукционной документации, Комиссия приходит установила, что установленные в пункте 11 части 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" аукционной документации даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации не противоречат нормам законодательства о контрактной системе.
Таким образом, первый довод жалобы ООО "Перспектива" признан необоснованным.
Второй довод жалобы ООО "Перспектива" и первый довод жалобы ООО "Северстрой" в части не установления видов, а также объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, подлежат признанию обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что на заказчика возлагается обязанность отразить в документации о закупке те виды работ, которые необходимо выполнить непосредственно подрядчику при исполнении соответствующего контракта и которые предусмотрены Постановлением N570, а также указать их объемы. В свою очередь, подрядчик по своему усмотрению должен выбрать из перечня, указанного заказчиком, те виды работ, которые действительно будут выполняться им самостоятельно, соблюдая при этом условие о соотношении стоимости выбранных им работ и общей цены контракта.
Как установлено ранее, предметом данной закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап).
Согласно сметной документации, описанию объекта закупки, муниципальным контрактом предусмотрено, в том числе, выполнение работ включенных в перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту, установленному Постановлением N 570.
Кроме того, пунктом 1.1. проекта контракта установлено, что подрядчик по заданию заказчика обязуется своими и (или) привлеченными силами выполнить работы по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап) (далее - Работы) и передать результат Работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Следовательно, в данном случае заказчику/уполномоченному органу надлежало включить в аукционную документацию условие, в соответствии с Постановлением N 570, об обязанности подрядчика выполнить работы, стоимость которых составляет не менее 15 процентов от цены муниципального контракта самостоятельно, с указанием видов предлагаемых работ.
Между тем, Комиссией установлено, что в аукционной документации, проекте контракта не установлены виды, а также объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Таким образом, первый довод жалобы ООО "Северстрой" признан обоснованным, а жалоба ООО "Перспектива" признана частично обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Северстрой" обоснованной на основании следующего.
Довод в части не установления требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч.5 ст. 30. Закона о контрактной системе подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 6.4.3 проекта контракта установлено, что подрядчик, который не является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15 процентов от цены контракта.
Между тем, согласно пункту 21 части 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" аукционной документации заказчик не установил требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч.5 ст. 30. Закона о контрактной системе.
В извещении N 0116300007017000498 о проведении закупки, размещенном на официальном сайте ЕИС, указанное требование также не установлено.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), предусмотренное частью 5 статьи 30 закона о контрактной системе в рамках данной закупки установлено, в пункте 21 части 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" аукционной документации допущена техническая опечатка.
Таким образом, заказчик/уполномоченный орган, не установившие в извещении о проведении закупки, аукционной документации требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, признаются нарушившими часть 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Северстрой" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 334 ГК РФ установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).
При этом, согласно части 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом
Пунктом 9.5 проекта контракта установлено, что в срок до подписания контракта участник закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта в форме банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) на расчетный счет.
Вместе с тем, внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в виде залога частью 3 статьи 96 Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Закона о контрактной системе порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг" в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг.
Подпунктом "и" пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг установлено, что план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) (далее - закупки) представляет собой единый документ, форма которого включает, в том числе следующие сведения: таблица, содержащая, в том числе следующую информацию с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящих требований: информация об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона (при наличии таких ограничений).
Согласно части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru в плане-графике (год 2017, дата размещения 20.10.2017, версия 50) по позиции с номером 168 (извещение N 0116300007017000498, наименование объекта закупки "Выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап)", начальная (максимальная) цена контракта, тыс. рублей - 8 809 238,49) установлены следующие преимущества и требования к участникам закупки:
"Участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Между тем, в извещении N 0116300007017000498 о проведении закупки, аукционной документации ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации не установлено.
Кроме того, как следует из письменных пояснений заказчика, в закупке на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап), могут участвовать все организации и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные компании. А также организации, учрежденные заказчиком, то есть аффилированные лица согласно (письмо Минэкономразвития России от 21 октября 2015 г. N ОГ-Д28-13720).
Таким образом, из пояснений заказчика следует, что ограничения в отношении участников закупки в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе не должны были устанавливаться.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, о том, что, в нарушение требования частей 11, 12 статьи 21, части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчиком в единой информационной системе размещено извещение N 0116300007017000498 об осуществлении закупки, аукционная документация, содержащие информацию, не соответствующую информации, указанной в плане-графике (в редакции от 20.10.2017 года, действовавшей на момент размещения извещений о проведении вышеуказанной закупки).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика МКУ УПСИРИ, уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап) (изв. N 0116300007017000498) частично обоснованной, в части не установления надлежащего срока выполнения работ.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика МКУ УПСИРИ, уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап) (изв. N 0116300007017000498) частично обоснованной, в части не установления видов, а также объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, в соответствии с Постановлением N 570.
3. Признать жалобу ООО "Северстрой" на действия заказчика МКУ УПСИРИ, уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 50 мест в с. Оргет Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)" (6-й этап) (изв. N 0116300007017000498) обоснованной.
4. Признать заказчика МКУ УПСИРИ, уполномоченный орган Администрацию МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) нарушившими части 11, 12 статьи 21, части 3, 5 статьи 30, часть 1 статьи 34, часть 4 статьи 64, часть 3 статьи 96, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать заказчику МКУ УПСИРИ, уполномоченному органу Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 ноября 2017 г. N 06-1246/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017