Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Адгезия" (далее - ООО "Адегзия", заявитель): Стручков С.В. (представитель по доверенности),
от заказчика Администрации муниципального образования "город Нерюнгри" (далее - АМО "г. Нерюнгри", заказчик): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей заказчика и письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "Адгезия" на действия заказчика АМО "г. Нерюнгри" при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) на вторичном рынке жилья МО "Город Нерюнгри (изв. N 0116300000317000135), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Адгезия" на действия заказчика АМО "г. Нерюнгри" при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) на вторичном рынке жилья МО "Город Нерюнгри (изв. N 0116300000317000135).
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Адгезия" пояснил, что заявителем обжалуется Описание объекта закупки аукционной документации.
По мнению заявителя установленные в Описании объекта закупки требования: о предоставлении к осмотру квартиры в течение 2-х дней после проведения аукциона (либо в течение 2-х дней после приема заявок, в случае поступления единственной заявки на участие в закупке) не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Из письменных пояснений заказчика следует, что АМО "г. Нерюнгри" с жалобой заявителя не согласна по следующим основаниям.
Законом о контрактной системе не предусмотрен выкуп жилья на вторичном рынке, в связи с чем заказчик считает, что не посетив предложенную продавцом квартиру он не обладает достаточной информацией о приобретаемой квартире.
Следовательно, требование, установленное о проверке достоверности сведений и документов, представленных участниками закупки посредством осмотра и обследования квартиры с выездом и составлением акта о соответствии/несоответствии жилого помещения представленным документам, является законным.
Приобретаемое жилое помещение (квартира)для переселения граждан из аварийного жилого фонда МО "Город Нерюнгри" должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, аукционной документации (в частности, нормам пожарной безопасности, отсутствие перепланировки и пр.).
При этом осмотр жилого помещения будет произведен после определения участника закупки, с которым будет заключаться контракт
Кроме того, дата проведения электронного аукциона (20.11.2017 г.) является рабочим днем, два последующих за этой датой дня также являются рабочими.
При этом исчисление 2-х дней, в течение которых победитель предоставляет заказчику к осмотру квартиру, начинается с даты размещения итогового протокола.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав лицо, участвующее в деле, установила следующее:
1) извещение N 0116300000317000135 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС, а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.zakupki.gov.ru - 08.11.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 659 860,75 руб.;
4) на участие в открытом конкурсе поступило 4 заявки, первые части заявок всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
5) в ходе электронного аукциона предложения о цене контракта поступили от 4-х участников электронного аукциона;
6) вторые части заявок всех участников закупки, подавших предложения о цене контракта, признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Адгезия" обоснованной в силу следующего.
Из жалобы ООО "Адгезия" следует, что заявителем обжалуется Описание объекта закупки, составленное заказчиком.
Так, по мнению заявителя, пункт 5.1 Технического задания, устанавливающий обязанность участника закупки предоставить к осмотру квартиры в течение 2-х дней после проведения аукциона (либо в течение 2-х дней после приема заявок, в случае поступления единственной заявки на участие в закупке).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Также запрет на совершение заказчиком действий, влекущих за собой необоснованное сокращение числа участников закупки установлен частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, что заказчиком в пункте 5.1 раздела 5 Технического задания аукционной документации, определяющего обязанности продавца установлено следующее: "Обязан представить в течение 2х дней после проведения аукциона (а в случае, если он единственный участник - в течение 2х дней после приема заявок) заказчику к осмотру Квартиру на предмет соответствия требованиям, указанным в аукционной документации, о чем составляется акт осмотра жилого помещения".
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Из совокупного смысла норм Закона о контрактной системе, регулирующих порядок проведения закупок в форме электронных аукционов следует, что решения о допуске или отказе в допуске к участию в электронном аукционе принимаются на основании рассмотрения первых частей заявок участников закупки, в которых участниками закупки указываются характеристики товаров, предлагаемых к поставке, примерные (или конкретные) значения показателей которых установлены заказчиком в Описании объекта закупки аукционной документации.
При этом сама процедура электронного аукциона представляет собой торги и предполагает подачу участниками закупки, которые состязаются между собой путем снижения цены контракта, ценовых предложений.
После проведения процедуры электронного аукциона комиссией на предмет соответствия требованиям аукционной документации проверяются вторые части заявок участников закупки, включающие в себя сведения об участниках закупки, их учредительные документы, документы, подтверждающие их правоспособность и соответствие дополнительным требованиям (при наличии таких требований).
Таким образом, процедура закупки в форме электронного аукциона включает в себя три основных этапа:
- проверка соответствия товаров/работ/услуг, предлагаемых участниками закупки требованиям аукционной документации;
- проведение аукциона в электронной форме;
- проверка соответствия участников закупки требованиям, установленным в аукционной документации.
По результатам первого и последнего из вышеперечисленных этапов возможно отклонение участника закупки, в том случае, если его заявка не соответствует требованиям аукционной документации.
Следовательно, торги в электронной форме не являются завершающим этапом закупки в виде электронного аукциона.
Как отмечено выше, из положений Закона о контрактной системе следует, что проверка соответствия предлагаемых участником закупки товаров/работ/услуг требованиям, установленным в аукционной документации, производится в ходе рассмотрения первой части заявки, в которой участник закупки указывает характеристики предлагаемых им товаров/работ/услуг.
Закон о контрактной системе не предусматривает возможность совершения заказчиком, либо членами аукционной комиссии каких-либо иных действий, в том числе выезда к участнику закупки для осмотра предлагаемого им к поставке товара, с целью проверки его соответствия требованиям заказчика.
Напротив, в части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе имеется прямое указание на то, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке исключительно в форме электронных документов.
Более того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, поставка которого является предметом закупки, либо используемые при выполнении работ материалы, до окончания процедуры определения победителя электронного аукциона.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 60, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Довод жалобы ООО "Адгезия" признается обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Адгезия" на действия заказчика АМО "г. Нерюнгри" при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) на вторичном рынке жилья МО "Город Нерюнгри (изв. N 0116300000317000135) обоснованной.
2. Признать заказчика АМО "г. Нерюнгри" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 60, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику АМО "г. Нерюнгри" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 ноября 2017 г. N 06-1268/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017