Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аудиторское партнерство "Ника" (далее - ООО "АП "Ника", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились,
от заказчика муниципального унитарного предприятия "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" ГО "Город Якутск" (далее - МУП "Теплоэнергия", заказчик): Соколова С.Я. (представитель по доверенности),
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, конкурсной комиссии уполномоченного органа (далее - ОА г. Якутска, уполномоченный орган, конкурсная комиссия) - Неустроев Н.Д. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "АП "Ника" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа ОА г. Якутска при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению аудиторской проверки достоверности промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" ГО "город Якутск", подлежащего приватизации (изв. N 0116300000117001166), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "АП "Ника" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа ОА г. Якутска при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению аудиторской проверки достоверности промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" ГО "город Якутск", подлежащего приватизации (изв. N 0116300000117001166).
Из текста жалобы ООО "АП "Ника" следует, что заявителем обжалуются действия конкурсной комиссии ОА г. Якутска по нерассмотрению и оставлению без оценки конкурсной заявки ООО "АП "Ника".
Указывают, что срок подачи заявок на участие в закупке был продлен в связи с выдачей предписания по результатам рассмотрения жалобы иного участника закупки, между тем Общество не отзывало и не изменяло свою заявку, следовательно конкурсная комиссия должна была рассмотреть и оценить заявку ООО "АП "Ника".
Просят признать жалобу обоснованной, выдать конкурсной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился, пояснил, что в связи с внесением изменений в конкурсную документацию всем участникам закупки, направившим заявки на участие в конкурсе до внесения таких изменений, были направлены письма о внесении изменений в конкурсную документацию, а также о продлении сроков подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Кроме того, участникам открытого конкурса, направившим заявки до внесения изменений в конкурсную документацию, были возвращены обеспечения заявок на участие в закупке.
В связи с вышеизложенным конкурсная комиссия уполномоченного органа правомерно рассмотрела лишь те конкурсные заявки, которые были поданы участникам закупки после внесения изменений в конкурсную документацию.
Просит признать жалобу необоснованной.
Представитель заказчика поддержала позицию представителя уполномоченного органа. Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) извещение N 0116300000117001166 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru - 24.08.2017 г.;
2) в извещение о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию внесены изменения 05.10.2017 г., 17.10.2017 г., 20.10.2017 г.;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 733 566,67 руб.;
5) на участие в открытом конкурсе поступило 3 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации;
6) по результатам рассмотрения и оценки заявок победителем открытого конкурса признан участник закупки с номером заявки 165;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "АП "Ника" необоснованной в силу следующего.
Из жалобы ООО "АП "Ника" следует, что заявителем обжалуются действия конкурсной комиссии ОА г. Якутска по нерассмотрению и оставлению без оценки конкурсной заявки ООО "АП "Ника".
Указывают, что срок подачи заявок на участие в закупке был продлен в связи с выдачей предписания по результатам рассмотрения жалобы иного участника закупки, между тем Общество не отзывало и не изменяло свою заявку, следовательно конкурсная комиссия должна была рассмотреть и оценить заявку ООО "АП "Ника".
Порядок проведения открытых конкурсов регулируется главой 3 Закона о контрактной системе.
Так, согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.
В силу части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
Материалами дела установлено, что заявка ООО "АП "Ника" поступила и зарегистрирована в журнале регистрации конкурсных заявок 14.09.2017 г.
14.09.2017 г. состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК-1.
Согласно указанному протоколу на участие в открытом конкурсе поступило 11 заявок, в том числе заявка ООО "АП "Ника".
15.09.2017 г. состоялось рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРО2.
Согласно указанному протоколу все 11 поступивших на участие в открытом конкурсе заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации, победителем закупки признан участник открытого конкурса с номером заявки 151.
13.09.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба участника закупки ООО "Северо-Восточное бюро аудита".
На период рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки закупки антимонопольным органом были приостановлены действия заказчика по подписанию муниципального контракта.
20.09.2017 г. указанная жалобы была рассмотрена и признана обоснованной частично.
25.09.2017 г. по результатам рассмотрения жалобы ООО "Северо-Восточное бюро аудита" и проведения внеплановой проверки процедуры осуществления закупки, антимонопольным органом выдано предписание заказчику и уполномоченному органу о внесении изменений в положения конкурсной документации в срок до 25.10.2017 г.
05.10.2017 г., 17.10.2017 г., 20.10.2017 г. заказчиком и уполномоченным органом в извещение о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию внесены изменения, в том числе в части критериев оценки, сроки подачи заявок на участие в открытом конкурсе продлены до 12 часов 00 минут 07.11.2017 г.
Статьей 52 Закона о контрактной системе, регулирующей порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, установлено, в том числе, следующее.
Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день (часть 1).
Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа (часть 2).
Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса (часть 3).
Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили заказчику до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются этому участнику (часть 4).
Информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся (часть 6).
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его подписания (часть 7).
Статьей 53 Закона о контрактной системе, устанавливающей порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определено, в том числе, следующее.
Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе (часть 1).
Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации (часть 2).
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3).
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (часть 3.1).
Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (часть 4).
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5).
В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся (часть 6).
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (часть 7).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (часть 8).
Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок (часть 10)
Результаты рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе на предмет ее соответствия требованиям конкурсной документации фиксируются в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе (часть 11).
Протоколы, указанные в частях 10 и 11 настоящей статьи, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов (часть 12).
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что проводимые конкурсной комиссий процедуры вскрытия, рассмотрения и оценки конкурсных заявок взаимосвязаны, при этом в данных процедурах должны участвовать одновременно все поступившие на участие в открытом конкурсе заявки.
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность повторного вскрытия, рассмотрения и оценки конкурсных заявок, которые, соответственно, были вскрыты, рассмотрены и оценены ранее.
Представителем уполномоченного органа в материалы дела представлена копия электронного письма, направленного ОА г. Якутска участникам закупки 18.10.2017 г., в письме приведен текст следующего содержания: "Уважаемые участники! Управление муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска, согласно пункта 6 статьи 50 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ уведомляет Вас, о том что в конкурсную документацию открытого конкурса "Оказание услуг по проведению аудиторской проверки достоверности промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" ГО "город Якутск", подлежащего приватизации" внесены изменения от 17.10.2017 г.".
Также представителем уполномоченного органа в материалы дела представлены копии писем исх. N 144-01 от 19.09.2017 г., исх. N 161-01 от 05.10.2017 г. направленных конкурсной комиссией уполномоченного органа в адрес главы уполномоченного органа о возврате обеспечений заявок, представленных в виде денежных средств, участникам рассматриваемой закупки.
Материалами дела установлено, что единственным участником закупки, предоставившим обеспечение заявки в виде банковской гарантии, является податель жалобы ООО "АП "Ника".
Из банковской гарантии N 588296 от 04.09.2017 г. следует, что данная гарантия вступает в силу с 04.09.2017 г. и действует по 14.11.2017 г. включительно.
Между тем, частью 3 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Соответствующее условие о сроке действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, установлено в пункте 29 части 1 конкурсной документации.
При этом согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
В силу части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
- отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
- несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
- несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В связи с вышеизложенным, конкурсная комиссия уполномоченного органа не имела правовых оснований для оценки заявки ООО "АП "Ника", поскольку рассмотрение и оценка данной заявки произошли ранее - 15.09.2017 г., о чем конкурсной комиссией уполномоченного органа был составлен протокол N ПРО-2, впоследствии отмененный во исполнение предписания антимонопольного органа.
Кроме того, срок действия банковской гарантии, представленной ООО "АП "Ника" в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации.
При изложенных обстоятельствах довод жалобы ООО "АП "Ника" не находит подтверждения и признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "АП "Ника" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа ОА г. Якутска при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению аудиторской проверки достоверности промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергия" ГО "город Якутск", подлежащего приватизации (изв. N 0116300000117001166) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 ноября 2017 г. N 06-1270/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017