Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 29 ноября 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии: А.А. Аушев - ведущий специалист-эксперт Управления; М.М. Халмурзиев - государственный инспектор Управления;
в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "А Строй" (далее - Заявитель), уполномоченного органа - Отдела государственных закупок Министерства финансов Республики Ингушетия (далее - Уполномоченный орган)
в присутствии представителей:
заказчика - Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Ингушетия (далее - Заказчик) - Евлоева Ахмеда Мусаевича (доверенность N72 от 24 ноября 2017 г.)
эксперта- специалиста Инспекции строительного и жилищного надзора Республики Ингушетия (далее- эксперт)- Сапралиева Хусена Салмановича (удостоверение N07, выдано 01.03.2016 г.)
все стороны дела о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, до начала рассмотрения заявлений и ходатайств не поступало;
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) Заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0114200000117001509 на выполнение работ по завершению строительства объекта "Строительство школы на 540 мест в МО "Городской округ г. Карабулак" (далее - ЭАN0114200000117001509) выразившиеся в нарушении норм Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0114200000117001509.
Согласно жалобе, при осуществлении закупки допущены следующие нарушения:
1) в аукционной документации установлены излишние требования.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.10.2017., изменения в извещении об осуществлении закупки был размещены 03.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 291617150.00 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 20.11.2017 09:00;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 24.11.2017.
По доводам жалобы заявителя Комиссией Правления установлено следующее:
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать среди прочего следующую информацию:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в числе прочего следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано, что значения показателей "Песок природный", являются неизменными. Значения показателей "Щебень", являются неизменными в части "Фракция и содержания пылевидных частиц".
В данной части довод жалобы заявителя об установлении излишних требований не обоснован.
Однако, Заявитель помимо показателей природного песка и щебени (в части фракции и содержания пылевидных частиц" в техническом задании в разделе "Наименование технические характеристики, основных, применяемых материалов" указывает на следующее:
- в пункте 3- Гранит керамический указано, что Водопоглощение должно быть: 3,5; 4,5%.
- в пункте 4- Бетон тяжелый указано, что фракции крупного заполнителя, мм, должны быть: от 5 до 10 мм; свыше 10 до 20 мм; Содержание отдельных фракций в крупном заполнителе в составе бетона, должно быть, % массы: от 5 до 10 мм - 25-40%; свыше 10 до 20 мм - 60-75%; В качестве мелких заполнителей для бетона могут быть использованы природный песок или песок из отсевов дробления горных пород с истинной плотностью от 2000 до 2800 кг/м2 или их смеси или песок из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии или никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии. Бетон должен соответствовать государственным стандартам.
- в пункте 5- Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса типа А-I указано, что площадь поперечного сечения, см, должна быть не менее 0,503. Масса 1 м профиля, кг, не должна быть менее 0,395.
- в пункте 6- Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса типа А-III указано, что масса 1 м профиля, кг, не должна быть менее 0,395.
- в пункте 7- Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса типа А-III указано, что масса 1 м профиля, кг, не должна быть менее 0,888.
- в пункте 8- Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса типа А-I указано, что масса 1 м профиля, кг, не должна быть менее 0,222.
- в пункте 10- Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса типа А-III указано, что масса 1 м профиля, кг. 2,470/2,980.
- в пункте 35- Проволока сварочная, указано, что масса мотка проволоки должна быть: 20/30 кг.
Таким образом, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства установлены с нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе, вследствие чего Комиссия управления пришла к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя в части описания объекта закупки.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия Управления выявило следующее:
1. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждено:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В документации об электронном аукционе в пункте 5.1.20 Проекта контракта указано, что в соответствии с частью 2 статьи 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. N570 Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту работы, которые должны составлять 15 процентов цены Контракта в совокупном стоимостном выражении, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, определенные в Приложении N3 к настоящему Контракту.
Вместе с тем, в нарушении части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, заказчиком не включены в документацию о закупке возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
2. Согласно пункту 2 части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в числе прочего документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
В соответствии с частью 8.1. статьи 31 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.
В силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Вместе с тем, в нарушении части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе, в документации об электронном аукционе в подпункте 2 пункта 12.2.3 указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, указанные в Информационной карте электронного аукциона, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в числе прочего следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно извещению о проведении аукциона и позиции в плане- графике Заказчика наименованием объекта закупки является "Выполнение работ по завершению строительства объекта "Строительство школы на 540 мест в МО "Городской округ г. Карабулак"
Вместе с тем, согласно документации об электронном аукционе наименованием объекта закупки является "оказание услуг по строительному контролю и техническому сопровождению работ по объекту "Строительство школы на 540 мест в МО "Городской округ г. Карабулак"
Из указанного выше следует, что в нарушении пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, наименованием объекта закупки согласно извещению о проведении аукциона и позиции в плане- графике Заказчика отличается от наименования объекта закупки согласно документации об электронном аукционе.
Учитывая, что на участие в электронном аукционе была подана одна заявка, которая уполномоченным органом признана несоответствующей и аукцион признан несостоявшимся, а также с учетом того, что в случае повторного размещения заказа заказчиком, уполномоченным органом необходимо руководствоваться настоящим решением, предписание не выдавать.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "А Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 8 статьи 31, статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 и части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Учитывая, что аукцион признан несостоявшимся, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику.
Председатель Комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев
А.А. Аушев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОНКУРСНОЙ, АУКЦИОННОЙ ИЛИ КОТИРОВОЧНОЙ КОМИССИИ, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 24 ноября 2017 г. N 214-З/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2017