На основании статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) и приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Ненецкое УФАС России) от 13.09.2017 N 162, комиссией Ненецкого УФАС России в составе:
< >
проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Закона о контрактной системе - Казенным учреждением Ненецкого автономного округа "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту - Заказчик), Управлением государственного заказа Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Уполномоченный орган).
Срок проведения: с 29.09.2017 года по 23.11.2017 года;
Дата рассмотрения материалов проверки - 23 ноября 2017 года;
в присутствии представителей Заказчика, Уполномоченного органа (по доверенности от 25.10.2017 года б/н, по доверенности от 23.10.2017 года б/н,), в отсутствии законного представителя Заявителя (уведомлены надлежащим образом).
При проведении проверки и рассмотрении материалов дела N 01-48/18-2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Ненецкое УФАС России поступило обращение от Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Ненецком автономном округе (далее по тексту - Заявитель) (вход. N 5475) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Казенным учреждением Ненецкого автономного округа "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", Управлением государственного заказа Ненецкого автономного округа при проведении закупки "Выполнение работ по развитию подсистемы "Автоматизированная информационная система многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" государственной информационной системы Ненецкого автономного округа "Информационная система по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (номер извещения N 0184200000617000140) (далее по тексту - закупка).
В своих доводах Заявитель указывает следующее:
В соответствии с пунктом 3.2. раздела IV "Порядок оценки заявок" конкурсной документации указан критерий "Сведения о наличии у участника конкурса опыта работы с продуктом "Инструментальная система разработки распределённых приложений SiТex" за последние 5 (Пять) лет (2012 - 2017 г.г.).
Правообладателем товарного знака (номер свидетельства N 483501) является ООО "Систематика", которая входит в группу компаний "Систематика" (АО "Группа Систематика").
В техническом задании конкурсной документации (пункты 3 и 4.1.) указано, что существующая "Информационная система по предоставлению государственных и муниципальных услуг" использует "Инструментальную систему разработки распределённых приложений SiTex".
Таким образом, включение критерия "Сведения о наличии у участника конкурса опыта работы с продуктом "Инструментальная система разработки распределенных приложений SiTex" за последние 5 (Пять) лет (2012 - 2017 г.г.) избыточно и приводит к ограничению конкуренции.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя, представив письменные пояснения по существу (вх. N 5530, вх. N5528).
1. В соответствии со статьей 1 Закона о контрактной системе, данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе определяет, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе:
- наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарного знака. Указание на товарный знак допускается лишь в случаях, предусмотренных данным Законом, однако даже в этих случаях заказчик обязан перечислить требования к качеству товара, технические и другие характеристики. Такое положение содержится в требованиях к описанию закупки (статьи 33 Закона о контрактной системе).
Включение товарного знака в описание объекта закупки должно сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Выбор показателей и характеристик объекта закупки на основании вышеизложенного является правом заказчика и позволяют обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей заказчика в товарах, работах, услугах при организации и проведении закупок.
Как пояснил Заказчик использование показателя, указанного в обращении Заявителя обусловлено тем, что исполнителю контракта необходимо будет работать с системой разработки распределенных приложений "SiTex" в связи с тем, что на данной платформе уже установлены приложения заказчика, требующие доработки, модернизации и обслуживания.
Частями 6.2.1., 6.2.3., пунктом 3.3.1.7. информационной карты открытого конкурса, раздела IV "Порядок оценки заявок" конкурсной документации установлено:
- Критерий N 1 "Цена контракта" (ЦБi) - значимость критерия оценки составляет 30%, коэффициент значимости - 0,3. Максимальное количество баллов по критерию - 100.
- Критерий N 2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта" - значимость критерия оценки составляет 70%, коэффициент значимости - 0,7. Максимальное количество баллов по критерию - 100.
Критерий N 2 состоит из двух подкритериев:
- Наличие у участника конкурса опыта работы с продуктом "Инструментальная система разработки распределенных приложений Sitex" объема за последние 5 лет (2012-2017 гг.), значимость показателя - 80%, коэффициент значимости - 0,8.
- Наличие у участника конкурса финансовых ресурсов, значимость показателя - 20%, коэффициент значимости - 0,2.
Установленные конкурсной документацией критерии соответствуют требованиям, установленным Законом о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Правила).
В письменных объяснениях Уполномоченный орган указал на то, что в конкурсной документации содержатся данные, позволяющие определить сопоставимость имеющегося у участника конкурса опыта выполнения работ, а также нестоимостной показатель критерия оценки "Квалификация" не является обязательным требованием к участнику или объекту закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 28 Правил определено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
Исходя из вышеприведенных норм, на заказчика не возложена обязанность требовать от участника закупки обязательного наличия соответствующей квалификации.
Кроме того, в открытом конкурсе были поданы 2 (Две) заявки. Запросов на разъяснение конкурсной документации не поступало. Следовательно, ограничение конкуренции при проведении закупки отсутствовало.
Таким образом, Комиссия Ненецкого УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не содержится нарушений требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Исходя из фактически сложившихся обстоятельств, сведений, представленных заказчиком, информации, содержащейся на официальном сайте, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, данное решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия в постоянном судебном присутствии Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе в г. Нарьян-Маре.
Примечание: Обжалование решений, акта и (или) предписания инспекции, принятых и (или) выданных инспекцией, созданной на основании решения руководителя территориального органа контролирующего органа, может также осуществляться непосредственно в контролирующий орган.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 23 ноября 2017 г. N 01-48/18-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2017