На основании статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон) и приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 13.11.2017 N 159, комиссией Ненецкого УФАС России в составе:
Председатель Комиссии:
на основании - информации, поступившей в Ненецкое УФАС России от Заявителя - Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Ненецком автономном округе перенаправленная Прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Закона о контрактной системе - Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ненецкого автономного округа "Центральная районная поликлиника Заполярного района Ненецкого автономного округа" (далее по тексту - Заказчик, ГБУЗ НАО "ЦРП ЗР НАО, Учреждение);
Срок проведения: с 23.10.2017 года по 28.11.2017 года;
Дата рассмотрения материалов проверки - 28 ноября 2017 года;
в отсутствии представителей Заказчика, в отсутствии представителей Заявителя (уведомлены надлежащим образом).
При проведении проверки и рассмотрении материалов дела N 01-48/20-2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Ненецкое УФАС России) поступила информация (вх. 5650) от Заявителя, согласно которой, Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, при проведении закупок:
-N 0384200004417000049; наименование объекта закупки - поставка медицинского оборудования; начальная (максимальная) цена контракта - 238368,60 Российский рубль; дата публикации извещения о закупке - 21.09.2017 года;
-N 0384200004417000054; наименование объекта закупки - поставка системы ультразвуковой диагностической медицинской с принадлежностями; начальная (максимальная) цена контракта - 2633618,40 Российский рубль; дата публикации извещения о закупке - 29.09.2017 года;
выразившиеся:
1. установленные требования к закупаемым товарам в части 3 "Техническая часть" документации излишне детализированы, что ограничивает круг участников закупки;
2. техническое задание электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой диагностической медицинской с принадлежностями конкретизировано под конкретную марку и модель медицинского оборудования;
3. победитель электронного аукциона (ООО "Архимед") неоднократно становился победителем торгов на поставку медицинского оборудования проводимых ГБУЗ НАО "ЦРП ЗР НАО".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя, представив письменные пояснения по существу (вх. N 5851).
Изучив материалы дела , комиссия приходит к выводу:
1. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным Законом о контрактной системе.
В соответствии с часть 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании части 2 статьи 24 Закона конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного Закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании анализа указанных норм Комиссия делает вывод, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Предметом рассмотренных электронных аукционов являлось право на заключение контракта на поставку оборудования, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Комиссией установлено, что в данном случае в рамках формирования заказа Учреждение руководствовалось существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчик учитывал необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимым медицинским оборудованием для оказания качественной и эффективной медицинской помощи населению.
Кроме всего, Заявителем не предоставлено доказательств, подтверждающих установление в документации требований к техническим характеристикам товара, ограничивающих количество участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным.
2. Положениями статьи 13 Закона о контрактной системе установлено, что целью осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчика.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок. Закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, предметом контракта является поставка товара с определенными техническими характеристиками, а не их производство.
Из материалов дела следует, что ГБУЗ НАО "ЦРП ЗР НАО" был сделан запрос производителю ультразвуковой системы на поставку которой был заключен договор, о количестве дистрибьюторов на территории РФ. Согласно ответу только список официальных дистрибьюторов производителя на территории РФ 37 организаций, без учета субдилеров, что является подтверждением о достаточном количестве поставщиков, имеющих возможность поставить оборудование соответствующее требованиям, установленных Заказчиком.
Кроме этого, Заявителем не предоставлено доказательств, подтверждающих, что техническое задание электронного аукциона на поставку системы ультразвуковой диагностической медицинской с принадлежностями конкретизировано под конкретную марку и модель медицинского оборудования.
На основании изложенного, Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным.
3. Закон о контрактной системе не содержит норм, запрещающих победителям "предыдущих" закупок участвовать в последующих закупках, объявленных этим же Заказчиком, а также количество "побед" в закупках (по достижению которых) они также лишаются возможности в них участвовать.
Из пояснений Заказчика следует, что все ранее заключенные контракты Заказчика и ООО "Архимед" исполнены в полном объеме, претензий к Обществу не предъявлялось.
Принимая во внимание, что Заявитель не являлся участником закупок, за разъяснением положений документации не обращался, Комиссия приходит к выводу, что права и законные интересы Заявителя не нарушены.
Исходя из фактически сложившихся обстоятельств, сведений, представленных заказчиком, информации, содержащейся на официальном сайте, руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Центральная районная поликлиника Заполярного района Ненецкого автономного округа" нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, данное решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия в постоянном судебном присутствии Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе в г. Нарьян-Маре.
Примечание: Обжалование решений, акта и (или) предписания инспекции, принятых и (или) выданных инспекцией, созданной на основании решения руководителя территориального органа контролирующего органа, может также осуществляться непосредственно в контролирующий орган.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 28 ноября 2017 г. N 01-48/20-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2017