Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Черняка Георгия Евгеньевича (далее - Заявитель) на действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по ул. Окская г. Рязани (3-я очередь) для нужд УМВД России по Рязанской области в рамках Государственного оборонного заказа (номер извещения 0159100006917000122) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено с 30.11.2017 на 01.12.2017.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 10.11.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 73 613 500 руб.;
3) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
4) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе установил требование о соответствии товара "Шурупы с полукруглой головкой" ГОСТ 1144-80, а также следующие требования к товару "Шурупы с полукруглой головкой": "Диаметр головки D - 7,0 мм; Высота головки К - 2,4 мм; Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц не более 2,2 мм и не менее 1,5 мм". Вместе с тем, согласно ГОСТ 1144-80 при диаметре головки D - 7,0 мм и высоте головки К - 2,4 мм шурупов с полукруглой головкой глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц не более 2,2 мм и не менее 1,7 мм. Таким образом, Заказчик установил требование к показателю "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц" шурупов, не соответствующее ГОСТ 1144-80.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложение N 3 "СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ (материалах, изделиях, оборудовании применяемых при производстве работ)" установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ (далее - Приложение N 3).
В Приложении N 3 установлены требования к шурупам с полукруглой головкой, в том числе "Шурупы с полукруглой головкой должны соответствовать требованиям ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2)" или иному документу по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", технические характеристики и конкретные показатели которого аналогичны или превосходят требования ГОСТ 1144-80; Диаметр головки D - 7,0 мм; Высота головки К - 2,4 мм; Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц не более 2,2 мм и не менее 1,5 мм".
Согласно ГОСТ 1144-80 при диаметре головки D - 7,0 мм и высоте головки К - 2,4 мм шурупов с полукруглой головкой глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц не более 2,2 мм и не менее 1,7 мм.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в Приложении N 3 к шурупам с полукруглой головкой, также, установлено требование к глубине крестообразного шлица h. В ГОСТ 1144-80 глубина крестообразного шлица на чертеже обозначена "h*", а также указано что размеры со знаком "*" являются размерами для справок (справочными размерами). В соответствии с ГОСТ 2.307-2011 "Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Нанесение размеров и предельных отклонений" справочные размеры, являются размерами, не подлежащими выполнению по данному графическому документу и указываются для большего удобства пользования этим документом. Справочные размеры отмечают знаком "*", а в технических требованиях записывают: "*Размеры для справок". При этом показатель "глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц" шурупов с полукруглой головкой является сопутствующим показателем, зависящим от глубины крестообразного шлица h. В связи с чем, требования к шурупам с полукруглой головкой установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям ГОСТ 1144-80.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе предусмотрено соответствие закупаемого товара иному документу по стандартизации, технические характеристики и конкретные показатели которого аналогичны или превосходят требования ГОСТ 1144-80.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил документы и сведения, свидетельствующие об обратном.
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик установил требование к глубине вхождения калибра в крестообразный шлиц шурупов с полукруглой головкой, не противоречащее положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе установил требование о соответствии "Битумы нефтяные строительные для кровельных мастик" ГОСТ 9812-74, а также требование "Битум нефтяной строительный должен быть марки БНМ-55/60". Вместе с тем, битумы марки БНМ-55/60 не производятся по указанному ГОСТ. Таким образом, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает количество участников закупки.
В Приложении N 3 установлены требования к битумам нефтяным строительным для кровельных мастик: "Битумы нефтяные строительные должны соответствовать требованиям ГОСТ 9812-74 или иному документу по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", технические характеристики и конкретные показатели которого аналогичны или превосходят требования ГОСТ 9812-74. Битум нефтяной строительный должен быть марки БНМ-55/60".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили пояснения, что битумы нефтяные строительные проходят сертификацию в Федеральном агентстве по технологическому регулированию и метрологии Российской Федерации на соответствие требованиям ГОСТ 9812-74, в связи с чем, Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 9812-74.
При этом в соответствии с положениями документации об Аукционе битум нефтяной строительный марки БНМ-55/60 может быть изготовлен по иным документам по стандартизации, технические характеристики и конкретные показатели которых аналогичны или превосходят ГОСТ 9812-74.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик установил требования к "Битумы нефтяные строительные для кровельных мастик", не противоречащие положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе установил требование о соответствии "Швеллеры" ГОСТ 8240-97, а также требование "Швеллер - N40У/N40П/N40Э". При этом, согласно документации об Аукционе, "знак "/", разделяющий несколько значений показателя, следует читать как "или". В этом случае участник закупки выбирает одно из указанных значений". Вместе с тем, документация об Аукционе содержит чертеж швеллера (без уклона внутренних граней полок), которому соответствуют швеллеры серии П, Э. Таким образом, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает количество участников закупки.
В Приложении N 3 установлены требования к битумам нефтяным строительным для кровельных мастик: "Швеллеры должны соответствовать требованиям ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент" или иному документу по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", технические характеристики и конкретные показатели которого аналогичны или превосходят требования ГОСТ 8240-97. Швеллер - N40У/N40П/N40Э".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Заказчик в документации об Аукционе не устанавливает требования к уклону внутренних граней полок, который в соответствии с ГОСТ 8240-97 для швеллеров серии У должен быть в пределах от 4 % до 10 %, так как для Заказчика наличие уклона не важно. В связи с чем, требования к швеллерам установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям ГОСТ 8240-97.
Представители Заказчика также пояснили, что наличие в Приложении
N 3 чертежа швеллера, не содержащего уклона внутренних граней полок, не свидетельствует о том, что при выполнении работ необходимо использовать только швеллеры серии П или Э.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил документы и сведения, подтверждающих, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования к швеллерам вводят в заблуждение участников закупки и не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик установил требования к швеллерам, не противоречащие положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в документации об Аукционе установил требование к "Раствор кладочный": "в качестве заполнителя следует применять песок для строительных работ по ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)". При этом ГОСТ 8736-93 утратил свою силу. Таким образом, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает количество участников закупки.
В Приложении N 3 установлены требования к "Раствор кладочный", в том числе требование: "в качестве заполнителя следует применять песок для строительных работ по ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссией установлено, что в разделе 2 документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, согласно которой при подготовке заявки участниками закупок должны применяться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
Таким образом, согласно положениям документации об Аукционе участники закупки по формировании заявки на участие в Аукционе должны руководствоваться действующими нормативными актами.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия обращает внимание Заявителя, что согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что указанная закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275 "О государственном оборонном заказе" головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, права и законные интересы Заявителя не затронуты.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, в которой указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что указанная закупка проводится для завершения строительства объекта (выполнение отдельных видов работ по строительству), в связи с чем Заказчиком не размещен раздел "Проект организации строительства" проектно-сметной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, что не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что для формирования участником закупки заявки на участие в Аукционе не требуется информация, содержащаяся в разделе "Проект организации строительства" проектно-сметной документации, поскольку в составе документации об Аукционе имеются техническое задание, локальная смета, сведения о товаре и проектная документация (графическая форма), которые подробно описывают требования к объекту закупки.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат проведения Аукциона.
3. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (в ред. от постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042)
установлено: "порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - Правила).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено следующее: "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Согласно пункту 4(1) Правил за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлен штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняка Георгия Евгеньевича необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 01.12.2017 N КГОЗ-417/17, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 01.12.2017 N КГОЗ-417/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 декабря 2017 г. N КГОЗ-420/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017