Резолютивная часть объявлена 20 ноября 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 23 ноября 2017 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии |
... |
член Комиссии |
|
... |
член Комиссии |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсервис" (далее - ООО "Энергопромсервис", Общество, заявитель) |
|
ФИО присутствующих на заседании представителей заявителя |
... (по доверенности), представлен документ, удостоверяющий личность |
|
Заказчик |
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Краснознаменская средняя общеобразовательная школа" Касторенского района Курской области (далее - МКОУ "Краснознаменская СОШ" Касторенского района Курской области, заказчик) |
|
ФИО присутствующих на заседании представителей заказчика |
..., личность удостоверена |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0344300124417000001 |
|
Объект закупки |
поставка угля каменного |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
575 000 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, аукционная комиссия заказчика нарушила требования Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), не разместив на официальном сайте ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, тем самым не допустив к участию в электронном аукционе всех участников закупки. Электронная площадка блокирует денежные средства, внесенные Обществом в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
Представитель заказчика в ходе рассмотрения настоящего дела устно заявила, что электронный аукцион на поставку угля им повторно объявлен и определен победитель закупки.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0344300124417000001, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- 04.09.2017 г. - дата размещения извещения о проведении электронного аукциона;
- 12.09.2017 г. - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- согласно сведениям электронного документа "Протокол о признании электронного аукциона 0344300124417000001 несостоявшимся", размещенным на электронной площадке, на электронный аукцион не было подано ни одного предложения о цене контракта.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки. Вместе с тем, аукционная комиссия заказчика указанные заявки не рассмотрела, а также не разместила на официальном сайте ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок в соответствии с требованиями ч.6 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_".
В соответствии с ч.3 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_" по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_", аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно ч.6 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_" по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В силу ч.6 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_" протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В силу ч.7 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_" указанный в ч.6 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_" протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Как подтверждается сведениями официального сайта ЕИС, а также материалами дела, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки, указанная заказчиком в ЕИС и извещении о проведении электронного аукциона, - 18.09.2017 г. При таких обстоятельствах, в ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок должен был быть размещен заказчиком не позднее установленной заказчиком даты - 18.09.2017 г. Таким образом, заказчиком нарушен срок размещения протокола рассмотрения первых частей заявок, что нарушает требования ч.7 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_".
Кроме того, фактически на официальном сайте ЕИС в разделе "Протоколы работы Комиссии, полученные с электронной площадки (ЭП)" заказчиком 22.09.2017 г. размещен протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся. Указанный протокол, в нарушение требований ч.6 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_", не содержит подписи всех присутствующих на заседании аукционной комиссии ее членов, а также предусмотренной п.п.1,2,3 ч.6 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_" информации.
Согласно ч.5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_" отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_", не допускается.
Из представленных в материалы дела с электронной площадки сведений о заявках, поступивших на участие в закупке, следует, что все соответствовали требованиям аукционной документации заказчика. При таких обстоятельствах, решение аукционной комиссии заказчика о признании электронного аукциона несостоявшимся в связи с тем, что на электронный аукцион не было подано ни одного предложения о цене контракта, является незаконным и противоречит требованиям ч.5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_".
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
1. Согласно ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_" информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
1. В силу ч.1 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_" в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.ч.2 и 3 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_", одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Как установлено Комиссией, подтверждается сведениями официального сайта ЕИС и материалами дела, заказчиком на официальном сайте ЕИС 04.09.2017 г. размещены следующие документы: "Извещение о проведении электронного аукциона от 04.09.2017 N0344300124417000001", "Муниципальный контракт Краснознаменская", "Техническое задание уголь Краснознаменка".
Таким образом, в нарушение требований ч.1 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_" заказчиком на официальном сайте ЕИС не размещена аукционная документация.
2. В силу ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, содержащаяся в ст.42 ФЗ "О контрактной системе_".
Так, согласно п.7 и п.8 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено ФЗ "О контрактной системе_". В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с ФЗ "О контрактной системе_"), информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 ФЗ "О контрактной системе_"), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст.35 ФЗ "О контрактной системе_".
Вместе с тем, в нарушение п.7 и п.8 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_" размещенное заказчиком на официальном сайте ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не содержат информации о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, а также о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, отсутствуют требования к такому обеспечению.
3. Как установлено п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...", извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В изменениях извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0344300124417000001 заказчиком установлено: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует
2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ
1) соответствие участников размещения заказа требования , устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам , осуществляющего поставки товаров , выполнение работ , оказание услуг_".
При этом, в извещении о проведении электронного аукциона фактически не указано, каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, должен соответствовать участник закупки и какие документы требуются (либо не требуются) для подтверждения соответствия участника закупки данным требованиям, что противоречит п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...".
4. В силу ч.13.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 ФЗ "О контрактной системе_", за исключением случая, указанного в ч.8 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_", а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с ч.8 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_" в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_", в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 ФЗ "О контрактной системе_".
В разделе "Ограничения и запреты" изменения извещения о проведении электронного аукциона заказчиком указано: "Не установлены".
Вместе с тем, в разделе "Преимущества" извещения о проведении электронного аукциона заказчиком указано: "Субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям".
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается установление заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона ограничений в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_".
Вместе с тем, в п.4.2 раздела 4 "Порядок расчетов" муниципального контракта заказчиком указано: "Окончательный расчет осуществляется в рублях путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 3 (трех) месяцев со дня подписания заказчиком актов приемки, на основании представленных поставщиком счета, счета-фактуры".
При таких обстоятельствах, предусмотренное заказчиком в муниципальном контракте условие оплаты заказчиком поставленного товара не соответствует требованию ч.8 ст.30 ФЗ "О контрактной системе_".
5. В силу ч.2 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Данное условие отсутствует в муниципальном контракте заказчика. Таким образом, заказчиком нарушено требование ч.2 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_".
6. Как установлено ч.4 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Статьей 34 ФЗ "О контрактной системе_" определены требования к содержанию контракта.
Так, в соответствии с ч.4 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, рассчитываемой как процент от цены контракта и ее значения.
В соответствии с ч.8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данный порядок предусмотрен в п.п. 4, 5, 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N1063 от 25.11.2013 г. "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г.).
В п.п. 4, 5 Правил указано, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном Правилами, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном Правилами.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, установленной в Правилах.
Учитывая, что в ФЗ "О контрактной системе_" не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), расчет пени по формуле, закрепленной Правилами, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Как установлено Комиссией, в муниципальном контракте заказчиком не установлено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает требования ч.4 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_".
Также в нарушение требований ч.ч.5, 6, 7, 8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", постановления Правительства Российской Федерации N1063 от 25.11.2013 г. раздел 7 "Ответственность сторон" муниципального контракта не содержит порядка определения размера штрафа, пени, также в нем отсутствует формула расчета пени, уплачиваемой поставщиком в случае просрочки исполнения обязательств по контракту.
По мнению Комиссии, нарушения требований ч.3 ст.7, ч.8 ст.30, ч.ч.2, 4-8 ст.34, п.п.7, 8 ст.42, п.6 ч.5 ст.63, ч.ч.1, 3 ст.64, ч.1 ст.65, ч.ч.3, 5-7 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г., допущенные заказчиком, аукционной комиссией заказчика, являются существенными, повлияли на результаты электронного аукциона N0344300124417000001, и в данном случае могут быть устранены только путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку угля каменного.
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергопромсервис" на действия аукционной комиссии заказчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Краснознаменская средняя общеобразовательная школа" Касторенского района Курской области обоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Краснознаменская средняя общеобразовательная школа" Касторенского района Курской области нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.8 ст.30, ч.ч.2, 4-8 ст.34, п.п.7, 8 ст.42, п.6 ч.5 ст.63, ч.ч.1, 3 ст.64, ч.1 ст.65, ч.7 ст.67 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации N1063 от 25.11.2013 г. "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
3. Признать аукционную комиссию заказчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Краснознаменская средняя общеобразовательная школа" Касторенского района Курской области нарушившей требования ч.ч.3, 5, 6 ст.67 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
4. В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок носят неустранимый на дату рассмотрения дела характер, выдать заказчику - муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Краснознаменская средняя общеобразовательная школа" Касторенского района Курской области предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ...
6. Передать материалы дела N294/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
7. Передать материалы дела N294/2017 в прокуратуру Касторенского района Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_
|
Члены Комиссии |
_ |
|
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 20 ноября 2017 г. N 294/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2017