Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_>, председателя Комиссии; <_>, члена Комиссии; <_>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива") (вх. N 4202э. от 23.11.2017) на действия заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - УФНС России по Республике Коми) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России N3 по Республике Коми", извещение N 0307100000917000056 (далее - электронный аукцион, жалоба),
при участии:
<_> - представителя УФНС России по Республике Коми по доверенности от 23.10.2017 N 05-22/2/26;
<_> - представителя УФНС России по Республике Коми по доверенности от 28.11.2017 N 05-22/2/30;
<_> - представителя УФНС России по Республике Коми по доверенности от 28.11.2017 N 05-22/2/29,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Перспектива", УФНС России по Республике Коми, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей ООО "Перспектива", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "Перспектива" обжаловано действие заказчика - УФНС России по Республике Коми в части определения содержания документации о закупке с нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в виде:
- неустановления в извещении о проведении электронного аукциона информации о сроках поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг, что противоречит требованиям статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
- установления в документации об электронном аукционе требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с пунктом 1б) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, вместо требуемого в соответствии с пунктом 3а) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе;
- изложения пункта 7.7 проекта контракта без учета части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе:
"В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения государственного контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по государственному контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение государственного контракта на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в настоящей статье государственного контракта".
УФНС России по Республике Коми в отзыве от 30.11.2017 N 19-48/17538 (вх. N 6314 от 30.11.2017) на жалобу ООО "Перспектива" и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей УФНС России по Республике Коми пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось УФНС России по Республике Коми.
Объект закупки - "Капитальный ремонт объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми"".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 793 200,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307100000917000056, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) в редакции N 1 - 03.11.2017, в редакции N 2 и N 3 - 09.11.2017.
4. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о контракте, включающая в себя краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
ООО "Перспектива" в жалобе указан довод о том, что в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует информация о сроках поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг, что является нарушением статьи 42 Закона о контрактной системе.
Между тем, Комиссией Коми УФАС России в ходе изучения извещения о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе, установлено, что информация о сроке завершения работ размещена заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Дополнительная информация" - "Срок выполнения работ: с даты заключения государственного контракта по 22.12.2017".
Аналогичная информация о сроке завершения работ содержится в разделе 10 "Информационная карта", пункте 4 раздела 3 "Техническое задание" документации об электронном аукционе, пункте 3.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Таким образом, довод ООО "Перспектива" о нарушении заказчиком статьи 42 Закона о контрактной системе, в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона информации о сроках поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг, не нашёл своего подтверждения.
5. ООО "Перспектива" заявлено, что заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, заказчиком в документации об электронном аукционе установлено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с пунктом 1б части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, что является неправомерным.
Учитывая, что приложением N 1 к Техническому заданию документации об электронном аукционе, в том числе предусмотрено выполнение работ с использованием материалов конкретных торговых наименований, а именно: Грунтовка-антисептик (против грибков и плесеней) "БИРС Гидрофоб специализированный", мембрана однослойная ветрозащитная гидроизоляционная Tyvek Housewrap, комплектующие для навесных вентилируемых фасадов марки "NAVEK", заявитель считает, что заказчику необходимо было установить требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии пунктом 3а части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Комиссией Коми УФАС России в ходе изучения документации об электронном аукционе установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочей информацией, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 19 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе заказчиком установлено: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна соответствовать требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией".
Исходя из текстовки, установленной заказчиком в пункте 19 Информационной карты, Комиссия Коми УФАС России не может согласиться с доводом ООО "Перспектива" об установлении заказчиком требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с пунктом 1б части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку в пунктах 1а и 1б части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено требование к содержанию первой части заявки при заключении контракта на поставку товара, что таковым в рассматриваемом случае не является.
Представителями заказчика на заседании Комиссии Коми УФАС России пояснено, что, поскольку, настоящая закупка проводится с целью выполнения работ по ремонту административного здания, требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе заказчиком было установлено в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Представителями заказчика отмечено, что объёмы, виды работ и иная необходимая информация, характеризующая объект закупки, отражены в приложениях к Техническому заданию - локальных сметах.
Уточнено, что исходя из требований к составлению сметы, в сметную документацию подлежит включению, в том числе перечень материалов, используемых при проведении ремонта, который определяется Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (МДС 81-35.2004). Указанные материалы содержатся в государственных сметных нормах и справочниках, которые обязательны к применению всеми лицами, осуществляющими ремонт.
По мнению представителей заказчика, установление в документации об электронном аукционе требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе обусловлено именно специфическим объектом закупки - выполнением работ по капитальному ремонту в соответствии с установленными нормативами.
Между тем, Комиссией Коми УФАС России установлено, что в Локальной смете N 1, являющейся составной частью документации об электронном аукционе (приложение N 1 к Техническому заданию), заказчиком отражены наименования материалов, подлежащих использованию при выполнении ремонтных работ, с указанием фирменного наименования производителя - "NAVEK" (Группа компаний "Навек") и товарного знака - Tyvek, при одновременной возможности предложения участниками закупки эквивалентного товара.
В связи с чем, заказчику надлежало установить в документации об электронном аукционе требование к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с пунктом 3а части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, действие заказчика в части установления в документации об электронном аукционе требования о предоставлении в первой части заявки только согласия участника закупки на выполнение работ, при том, что участнику закупки, согласно документации об электронном аукционе, предоставлено право предложения эквивалентного товара, противоречит пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 3а части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
6. ООО "Перспектива" заявлено, что заказчиком пункт 7.7 проекта контракта изложен без учета части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Так, в пункте 7.7 проекта контракта заказчиком установлено: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения государственного контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по государственному контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение государственного контракта на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в настоящей статье государственного контракта".
В силу части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Коми УФАС России в ходе изучения довода, приведенного ООО "Перспектива", установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В составе документации об электронном аукционе N 0307100000917000056 имеется проект государственного контракта, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России N3 по Республике Коми".
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
В пункте 7.7 проекта контракта заказчиком установлено: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения государственного контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по государственному контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение государственного контракта на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в настоящей статье государственного контракта".
Вместе с тем, пункт 7.3 проекта контракта документации об электронном аукционе говорит о том, что обеспечение исполнения государственного контракта должно полностью покрывать срок действия обеспеченного им обязательства и предусматривать возможность предъявления заказчиком требования о выплате денежной суммы (удержания денежных средств) в течение срока действия государственного контракта.
Кроме того, пунктом 7.6 проекта контракта документации об электронной аукционе предусмотрено, что Подрядчик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения государственного контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных государственным контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения государственного контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения государственного контракта.
Вместе с тем, заявитель на заседание Комиссии Коми УФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" в части неустановления заказчиком в документации об электронном аукционе требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с пунктом 3а части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе обоснованной, в остальной части необоснованной.
2. Признать действие заказчика в части установления в документации об электронном аукционе требования о предоставлении в первой части заявки только согласия участника закупки на выполнение работ, при том, что участнику закупки, согласно документации об электронном аукционе, предоставлено право предложения эквивалентного товара, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 3а части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. С учетом стадии закупки (подведения итогов электронного аукциона), характера выявленного нарушения, принимая во внимание тот факт, что допущенное нарушение не повлияло на результат закупки, предписание об устранении допущенного заказчиком нарушения не выдавать.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 ноября 2017 г. N 04-02/11157
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017