Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27901-ЭП/1717 от 23.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на закупку услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию объектов Военной академии материально-технического обеспечения (ВМАТО), расположенных в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 11.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100028517000063. Начальная (максимальная) цена контракта - 201 449 415, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на следующие неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе:
- в части объединения в один лот работ (услуг), которые технологически и функционально не связаны между собой,
- в установлении требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, которые могут быть известны участнику только после проведения соответствующих испытаний,
- в неустановлении требований к участникам закупки, которые,по утверждению Заявителя, предусмотрены действующим законодательством,
- Заказчиком не установлены размеры штрафов, предусмотренные Законом о контрактной системе за ненадлежащее исполнение условий контракт,
- в документации отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что нормы законодательства о контрактной системе не содержат ограничения в части формирования предмета закупки путем объединения лицензируемых и не лицензируемых видов деятельности, кроме случаев, если такие виды деятельности технологическим и/или функционально не взаимосвязаны между собой.
В своей жалобе Заявитель полагает, что услуги, включенные в предмет рассматриваемого аукциона, являются не связанными технологически и функционально друг с другом, поскольку являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми.
Представитель Заказчика в своих пояснениях указал, что объект закупки установлен в соответствии с потребностью Заказчика и максимально позволяет обеспечить удовлетворение нужд Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих объединение в предмете закупки работ (услуг), которые не связаны между собой технологически и/или функционально. Логическое толкование Заявителем положений Технического задания не свидетельствует об отсутствии взаимосвязи закупаемых Заказчиком услуг, а также не свидетельствует о невозможности проведения работ (оказания услуг), являющихся предметом контракта, единым комплексом.
Таким образом, жалоба в указанной части признана необоснованной.
2. Относительно утверждения подателя жалобы о том, что Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, которые могут быть известны участникам закупки только после проведения соответствующих испытаний, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Комиссия УФАС находит указанный довод подателя жалобы необоснованным, поскольку те характеристики, на которые ссылается Заявитель в своей жалобе действительно определяются путем проведения испытаний, при этом в силу действующего законодательства при производстве соответствующих товаров, проходящих сертификацию, производитель таких товаров в целях определения соответствия выпускаемых товаров требованиям ГОСТ самостоятельно осуществляет соответствующие испытания,на основании которых осуществляется сертификация товара и или его паспортизация. В нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе податель жалобы не представил доказательств того, что в отношении товаров по позициям п. 75 "Краска водно-дисперсионная тип 1", п. 85 "Шпатлевка водно-дисперсионная" соответствующие испытания не осуществляются производителями, и сопутствующая документация, содержащая такие характеристики, не доступна для потенциальных покупателей, в связи с чем указанные Заявителем характеристики не могут быть известны участникам рассматриваемой закупки.
Учитывая, что в рассматриваемом случае предметом аукциона является оказание услуг, а не производство конкретных товаров, Комиссия УФАС приходит к выводу, что участники закупки в случаем победы не ограничены в возможности приобретения на рынке соответствующих товаров, характеристики которых соответствуют требованиям, установленным в документации для их последующего использования при исполнении контракта.
Кроме того, Заявителем также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении товарной позиции 61 "Воронка водосточная" сведения о значении такого показателя как "Угол сужения конусообразной части воронки" не отражается в сведениях производителей о товаре и не регламентированы обязательными техническими, технологическими регламентами, межгосударственными, государственными стандартами, нормами и требованиями.
Таким образом, Комиссия УФАС не находит нарушений законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика при описании товаров, используемых при оказании услуг, являющихся предметом рассматриваемой закупки.
3. Доводы Заявителя в части касающейся неустановления Заказчиком требований к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, Комиссия УФАС находит необоснованными.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. ч. 2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998
N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется на основании лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2011 N 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно документации об аукционе в объект закупки включены услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика сообщили, что объект закупки установлен в соответствии с потребностью Заказчика.
Учитывая, что Заявитель не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что документация об аукционе предусматривает вывоз ТБО которым присвоен более высокий класс опасности, требующий наличия лицензии, Комиссия УФАС не находит в рассматриваемых действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
4. Комиссия УФАС также находит несоответствующими фактическим обстоятельствам утверждения Заявителя о том, что содержащийся в составе документации проект контракта не содержит положений о штрафе за ненадлежащее исполнение условий контракта.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее - Правила).
Согласно п. 10.4 проекта контракта, в случае оказания Услуг (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт оказания Услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг. Размер штрафа устанавливается в порядке, установленном пунктом 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, в виде фиксированной суммы, рассчитываемой с учетом цены Контракта, определенной в ходе закупки. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена Контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п. 10.5. проекта контракта, в случае нарушения сроков вывоза ТКО, установленных графиком вывоза ТКО (заявкой Заказчика (представителя Заказчика)), нарушения периодичности оказания Услуг, неисполнения одного из мероприятий, предусмотренных комплексом Услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения сроков вывоза ТКО, установленных графиком вывоза ТКО (заявкой Заказчика (представителя Заказчика)), нарушения периодичности оказания Услуг, неисполнения одного из мероприятий, предусмотренных комплексом Услуг. Размер штрафа устанавливается в порядке, установленном пунктом 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, в виде фиксированной суммы, рассчитываемой с учетом цены Контракта, определенной в ходе закупки. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена Контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с п. 10.6. проекта контракта, в случае обнаружения после приемки Услуг отступления от требований Контракта или иных недостатков (в том числе по качеству), которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты Исполнителем, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт отступления от требований Контракта или наличия недостатков Услуг (в том числе по качеству).
Размер штрафа устанавливается в порядке, установленном пунктом 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г.
N 1042, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены Контракта, определенной в ходе закупки.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта превышает 10 млрд. рублей.
Согласно п. 10.10 проекта контракта, в случае отказа Заказчика принять Услуги, без сообщения Исполнителю причин отказа, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (штраф) в размере ___________ за отказ Заказчика принять Услуги, без сообщения Исполнителю причин отказа. Размер штрафа определяется в порядке, установленном пунктом 9 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, в виде фиксированной суммы, рассчитываемой с учетом цены Контракта, определенной в ходе закупки.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу что содержащийся в составе документации об аукционе проект контракта содержит соответствующие требованиям Закона о контрактной системе сведения об установленных Заказчиком штрафах за ненадлежащее исполнение условий контракта, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Относительно утверждения Заявителя о том, что Заказчиком в документации об аукционе не установлена надлежащая инструкция, Комиссия УФАС приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.п. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п.п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ч. 1.2 документации об аукционе содержится инструкцию по заполнению заявок на участие в рассматриваемом аукционе, которая, подробным образом, описывает порядок заполнения информации в соответствующей заявке на участие в аукционе.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что положения инструкции не содержат двусмысленных толкований и предполагает выбор характеристик товаров, используемых при выполнении работ, участником закупки.
Вместе с тем, Заявитель в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность его довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Смирнова Алексея Борисовича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2017 г. N 44-4718/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017