Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 14" (далее - Заказчик):
ООО "Корд" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28039-ЭП/17 от 27.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обработке (стирке) инфицированного белья для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 14" в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 15.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200006217000079. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 184 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
1. Заявитель в жалобе указал на недостаточное описание объекта закупки, которое не содержит такие показатели, как тип белья, для стирки которого предназначено средство, условия загрязнения и стадии стирки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 1 "Средство для стирки белья 1" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Состав вещества или материала: В смесь входит: бутилгликоль в диапазоне конкретных значений с нижним пределом 10,0 процентов и верхним пределом 25,0 процентов; коксилат жирных кислот в диапазоне конкретных значений с нижним пределом 10,0 процентов и верхним пределом 25,0 процентов; алкилилкоксилат в диапазоне конкретных значений с нижним пределом 10,0 процентов и верхним пределом 25,0 процентов; 2-пропанол максимальное значение не более 2,5 процента. Физические и химические характеристики: Плотность должна быть при встряхивании при 20 градусах по Цельсию в пределе границ значений более 998,90 килограммов в одном метре кубическом и менее 1001,30 килограммов в одном метре кубическом. Вещество должно быть смешиваемо в воде; pH-уровень при 20 градусах Цельсия в границе значений более 7,30 и менее 7,70 единиц. По форме должен быть жидкость; цвет должен быть светло-желтый; запах должен быть характерный. Продукт не должен быть самовозгораемым. Продукт не должен являться взрывоопасным.".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком в документации о закупке устанавливаются требования к товарам, которые позволяют обеспечить потребность Заказчика. При отсутствии в документации о закупке показателей, которые являются, по мнению Заявителя, необходимыми, участник закупки вправе предложить в заявке товар с любыми из неустановленных показателей при условии, что такой товар соответствует требованиям, установленным в документации о закупке. При этом у Заказчика отсутствует правовое основание для отказа в приемке оказанных услуг на основании показателей, которые в документации о закупке не установлены.
Следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 7 Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "В смесь входит: силикат натрия нижняя граница больше или равна 0 процента, верхняя граница меньше или равна 5,0 процентов; энзимы максимальное значение равно 0,7 процента; перкарбонат натрия нижняя граница больше или равна 5 процента, верхняя граница меньше или равна 15 процентов; оксиэтилилированные жирные спирты в диапазоне нижняя граница больше 0 процентов, верхняя граница меньше или равна 5 процентов; алкилбензолсульфонат натрия в диапазоне нижняя граница больше 5 процента, верхняя граница меньше или равна 15 процентов.".
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Части II документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "Сведения о конкретных показателях товаров не должны содержать таких слов/словосочетаний, как: минимальный, максимальный, не более/более, не менее/менее, не выше/выше, не ниже/ниже, или, не уже/уже, не шире/шире, не допускается/допускается, должен/не должен, может/не может. Иные слова/словосочетания устанавливают требования к значениям показателей, которые не могут изменяться.".
Согласно доводам Заявителя в соответствии с инструкцией по п. 7 Приложения N 1 к Техническому заданию участник закупки должен указать следующее: "Согласно п. 7 Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "В смесь входит: силикат натрия нижняя граница больше равна 0 процента, верхняя граница меньше равна 5,0 процентов и т.д.".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком по п. 7 Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к показателям с использованием словосочетаний "больше или равна" или "меньше или равна".
Таким образом, согласно инструкции, так как инструкцией не установлен порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием словосочетаний "больше или равна" или "меньше или равна", данные словосочетания установлены для значений показателей, которые должны быть представлены в заявке без изменения. Комиссия УФАС приходит к выводу, что первая часть заявки не должна содержать предлог "или" в случае, если требования к значению показателя установлены только с использованием данного предлога, который не находится в составе словосочетания.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к товару, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Например, согласно п. 1 "Средство для стирки белья 1" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Состав вещества или материала".
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 22.11.2017 NРД2, согласно которым предметом запроса является следующий вопрос: "Добрый день, Уважаемый Заказчик! По прошлому разъяснению к документации, было внесено изменение, но вопросы остались те же по таблице к характеристикам средств для стирки: В чем различия между веществом и материалам? Как вообще средство для стирки может быть материалом? в п. 3 "Состав вещества или материала", а далее "Общие признаки: по форме должна быть жидкость; по цвету должна быть прозрачной, желтоватой. Плотность должна быть при встряхивании при 20 градусах по Цельсию_" как вообще материал может быть жидкостью? зачем встряхивать жидкость, чтобы определить плотность? Что значит ХАРАКТЕРНЫЙ запах? Почему данные изменения не коснулись средств?".
Заказчиком опубликованы, в том числе следующие разъяснения: "1. Различия в данном случае между веществом и материалом никакого. Использовано два наименования, поскольку очень часто используется и то и другое название одного и того же. Очень часто средства для стирки называют стиральными материалами, либо стироматериалами.".
Заявитель в жалобе указал, что описание словами "вещества или материала" при отсутствии для Заказчика различий между смысловым содержанием данных слов вводит участников закупки в заблуждение.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств того, что установленное Заказчиком требование не позволяет заполнить первую часть заявки в соответствии с требованиями документации о закупке, в том числе, при условии указания Заказчиком в разъяснениях положений документации о закупке об отсутствии различий между словами "вещество" и "материал".
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление требований к цвету товара, так как цвет товара не является характеристикой товара и не влияет на функциональные, технические, качественные характеристики товара.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что цвет является потребительским свойством товара, которое в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе является функциональной характеристикой.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлено требование к цвету товара в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Заявителем не представлено документальных доказательств в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, подтверждающих отсутствие на товарном рынке товаров с наличием цвета: прозрачный и желтоватый.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Доводы жалобы об установлении в документации о закупке требований к показателям уровня pH и требований к составу средства не в соответствии с законами химии не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Корд" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 декабря 2017 г. N 44-4775/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017