Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27924-ЭП/17 от 24.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского" (работы по сохранению объекта культурного наследия (капитальный ремонт)) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 47, литера А, помещения 10Н (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции порассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.10.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003617000076. Начальная (максимальная) цена контракта - 25 759 876, 57 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика в части утверждения аукционной документации не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, в частности, Заявитель указывает, что установленные в составе документации требования к участникам закупки противоречат требованиям действующего законодательства.
Заказчик с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушении требований ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 20 Части II "Информационная карта аукциона" документации, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, или копии этих документов:
"1. Копия действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации со следующими видами работ:
- Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
- Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.
- Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно п. 6 Части II "Информационная карта аукциона" документации, Заказчиком установлены требованияк участникам закупки,а именно:
"1. Наличие у участника аукциона действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации со следующими видами работ:
- Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
- Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.
- Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011
N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установлен в Приложении к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации)" (далее - Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2017 г. N 1262 в Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации внесены изменения, в том числе, утвержден новый перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов Российской Федерации.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2017 N 1262 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" предоставленные до дня вступления в силу настоящего постановления лицензии на работы, составляющие деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Постановления Правительства РФ от 17.10.2017 N 1262), наименования которых изменены или отсутствуют в перечне работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно приложению к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", подлежат переоформлению в течение одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Следовательно, участник закупки, имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с видами работ, выданную согласно и в соответствии с редакцией Положения о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 14.08.2014 (утв. Постановления Правительства РФ от 14.08.2014 N 804), имеет право осуществлять работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что не предусмотрев в составе документации об аукционе возможности участникам закупки предложить в составе второй части заявки лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с видами работ, предусмотренными Постановлением Правительства РФ
от 14.08.2014 N 804, Заказчик нарушил требование ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. В остальной части жалобыКомиссия УФАС находит доводы Заявителя, касающиеся необоснованного неустановления Заказчиком требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации, несостоятельными по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено указанным Кодексом.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено указанной статьей.
Изучив извещение о проведении аукциона, документацию об аукционе, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в документации об аукционе не содержится требования к членству участника аукциона в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и документам в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающим членство в вышеупомянутых организациях.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в составе работ, входящих в объект закупки, отсутствуют работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства. Кроме того, при осуществлении работ не предполагаются изменения объектов капитального строительства и их частей, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности.
Согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Проанализировав содержание документации об аукционе, Комиссия УФАС не установила наличия в предмете рассматриваемого аукциона работ, отнесенных в соответствии с градостроительным законодательством к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Доказательств,свидетельствующих об обратном, Заявителем в нарушении ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Реставрация" частично обоснованной
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Измайловский пр., д. 10,
Санкт-Петербург, 190005
Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Санкт-Петербургская детская школа искусств имени Д.С. Бортнянского"
наб. Ободного канала, д. 133/4,
Санкт-Петербург, 190005
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
ООО "Реставрация"
Фурштатская ул., д. 24А, пом. 21Н,
Санкт-Петербург, 197136
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-4749/17
01.12.2017 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)на основании своего решения по делу
N 44-4749/17 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального законаот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Заказчику - СПб ГБОУ ДОД "Санкт-Петербургская детская школа искусств имени Д.С. Бортнянского" и аукционной комиссии устранить нарушение ч. 6 ст. 31 Законао контрактной системеи с этой целью:
- рассмотреть вторые части заявок в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 01.12.2017 N 44-4749/17.
2. Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срокдо 09.01.2018.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Уполномоченному органу, Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2017 г. N 44-4749/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017