Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ООО "Сатурн" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница N 3 имени И.И. Скворцова-Степанова" (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27990/17 от 24.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку пищевых продуктов для нужд учреждения в 1 полугодии 2018 года (извещение номер 0372200029717000137) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 17.11.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200029717000137. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 522 306,10 рублей.
В жалобе ООО "Сатурн" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении незаконных требований к составу заявки;
- установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Частью 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" к специальной части конкурсной документации.
Также в части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлены следующие характеристики:
"Перечень показателей, являющихся критериями оценки по лучшему предложению с минимальными значениями: Батон нарезной из муки высшего сорта: "Максимально допустимый уровень свинца" - не более 0,35 мг/кг; Хлеб ржано-пшеничный: "Максимально допустимый уровень мышьяка" - не более 0,15 мг/кг; Мука пшеничная, хлебопекарная, высший сорт: "Максимально допустимый уровень кадмия" - не более 0,1 мг/кг; Макаронные изделия группы А, высший сорт (нитевидные): "Максимальная зольность" - не более 0,9 %; Макаронные изделия группы А, высший сорт (нитевидные): "Максимальное содержание сухого вещества, перешедшего в варочную воду" - не более 6 %; Макаронные изделия группы А, высший сорт (нитевидные): "Максимально допустимый уровень микотоксина афлатоксин В1" - не более 0,005 мг/кг; Макаронные изделия группы А, высший сорт (трубчатые): "Максимальная зольность" - не более 0,9 %..." и т.д.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок содержания химических элементов ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 5 ст. 51 (п. 4 ч. 1 ст. 50) Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса заявка на участие в открытом конкурсе может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Пунктами 10 и 11 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Заказчиком установлены следующие условия конкурсной документации:
"Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Коэффициент значимости критерия: 0,10.
В соответствии с п. 25 Правил в отношении нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливаются подкритерий:
1. Качество используемых товаров.
По показателю "Качество используемых товаров" заказчиком оценивается превышение качественных характеристик товаров. Превышение качественных характеристик определяется исходя из предложения участника в части соотнесения предложения участника, с требованиями документов нормативно-технического регулирования, действующих на территории Российской Федерации. При оценке по данному показателю сравнение предложений участников производится между собой в следующем порядке:
Оценка заявки по показателям осуществляется на основании информации предоставленной участником в составе своей заявки по форме N 2.1. к специальной части документации, являющейся предложением участника конкурса в отношении объекта закупки.
Для определения лучшего предложения участника по показателю "Качество используемых товаров", Заказчиком устанавливаются оцениваемые характеристики товаров.
В отношении характеристик, указанных в п. 2.3.1. более качественной является характеристика с меньшим значением, в пределах значений, установленных документами нормативно-технического регулирования. Значение показателя равняется среднему арифметическому трех подтвержденных значений, представленных участником.
В случае невозможности вычислить среднее арифметическое из трех значений - данное значение будет считаться большим значением из представленных участниками.
В отношении характеристик, указанных в п. 2.3.2. более качественной является характеристика с большим значением, в пределах значений, установленных документами нормативно-технического регулирования. Значение показателя равняется среднему арифметическому трех подтвержденных значений, представленных участником.
В случае невозможности вычислить среднее арифметическое из трех значений - данное значение будет считаться меньшим значением из представленных участниками.
Порядок расчета баллов по показателю "Качество используемых товаров".
2.3.1. Перечень показателей, являющихся критериями оценки по лучшему предложению с минимальными значениями: Батон нарезной из муки высшего сорта: "Максимально допустимый уровень свинца" - не более 0,35 мг/кг; Хлеб ржано-пшеничный: "Максимально допустимый уровень мышьяка" - не более 0,15 мг/кг; Мука пшеничная, хлебопекарная, высший сорт: "Максимально допустимый уровень кадмия" - не более 0,1 мг/кг; Макаронные изделия группы А, высший сорт (нитевидные): "Максимальная зольность" - не более 0,9 %; Макаронные изделия группы А, высший сорт (нитевидные): "Максимальное содержание сухого вещества, перешедшего в варочную воду" - не более 6 %; Макаронные изделия группы А, высший сорт (нитевидные): "Максимально допустимый уровень микотоксина афлатоксин В1" - не более 0,005 мг/кг; Макаронные изделия группы А, высший сорт (трубчатые): "Максимальная зольность" - не более 0,9 %; Макаронные изделия группы А, высший сорт (трубчатые): "Максимальное содержание сухого вещества, перешедшего в варочную воду" - не более 6 %; Макаронные изделия группы А, высший сорт (трубчатые): "Максимально допустимый уровень микотоксина афлатоксин В1" - не более 0,005 мг/кг_ (и т.д.).
_По каждой оцениваемой характеристике заявке участника присваиваются баллы.
Количество баллов, присуждаемых по характеристике с наименьшим лучшим значением, определяется по формуле:
Баллы=100хКмин/Кi
где:
Кмин - минимальное предложение из предложений по характеристике, сделанных участниками закупки;
Кi- предложение участника закупки в отношении характеристики, заявка (предложение) которого оценивается.
2.3.2. Перечень показателей, являющихся критериями оценки по лучшему предложению с максимальными значениями: Крупа гречневая ядрица, 1 сорт: "Минимальное содержание доброкачественных ядер" - не менее 98,9 %; Крупа гречневая ядрица, 1 сорт: "Содержание белка в 100 г продукта" - не менее 12,6 г; Крупа пшеничная "Артек": "Минимальное содержание доброкачественных ядер" - не менее 99,2 %; Крупа ячменная перловая N 1: "Минимальное содержание доброкачественных ядер" - не менее 99,6 %; Пшено шлифованное, 1 сорт: "Минимальное содержание доброкачественных ядер" - не менее 98,7 %; Рис шлифованный, 1 сорт: "Минимальное содержание доброкачественных ядер" - не менее 99,4 %; Картофель продовольственный поздний (поступающий в продажу с 01 сентября): "Минимальная сортовая чистота" - не менее 90 %; Мясо цыплят-бройлеров (тушки) замороженное, 1 сорт: "Минимальное содержание белка в 100 г тушки" - не менее 16 г; Печень говяжья замороженная: "Минимальное содержание белка в 100 г мякотной ткани" - не менее 18 г; Колбаса вареная, категория А: "Минимальная массовая доля белка" - не менее 12 %; Молоко питьевое ультрапастеризованное 2,5 % жирности длительного хранения: "Минимальная массовая доля белка" - не менее 3 %; Сметана 15% жирности: "Минимальная массовая доля белка" - не менее 2,6 %; Сыры полутвердые: "Содержание жира в 100 г сыра" - не менее 28,5 г; Сыры полутвердые: "Содержание белка в 100 г сыра" - не менее 24,5 г; Творог 9% жирности: "Минимальная массовая доля белка" - не менее 16 %.
По каждой оцениваемой характеристике заявке участника присваиваются баллы.
Количество баллов, присуждаемых по характеристике, с наибольшим лучшим значением, определяется по формуле:
Баллы=100хКi/Кмах
где:
Кмах - максимальное предложение из предложений по характеристике, сделанных участниками закупки;
Кi- предложение участника закупки в отношении характеристики, заявка (предложение) которого оценивается.
В случае отсутствия предложения участника по какой либо оцениваемой характеристике, такому участнику по данной характеристики присваивается 0 (ноль) баллов.
Расчт баллов производится Заказчиком по каждой характеристике предложенной участником. Итоговое значение баллов определяется как сумма значений баллов участника по всем характеристикам.
Полученные итоговые значения ранжируются пропорционально по мере уменьшения. Максимальный балл - 100 баллов - получает участник набравший наибольшую суммой баллов по данному критерию.
Участнику набравшему наименьшее количество баллов по данному критерию - присваивается 0 баллов.
Остальные участники получают соответствующий балл пропорционально значению полученных сумм баллов.
Итоговое значение показателя умножается на коэффициент значимости.
При предоставлении недостоверной информации, баллы по подкритерию не начисляется.
По показателю оценки "качество используемых товаров" в качестве документа, подтверждающего достоверность указанных в заявке значений оцениваемых показателей товаров участником представляется один из следующих документов на выбор: Протокол испытаний; сертификат; паспорт качества; удостоверение качества. Подтверждением качественных характеристик указанных участником являются наличие в представленном документе информации о значении характеристик, указанных участником в своем предложении.
Расчет среднеарифметического значения производится по трем значениям, подтвержденным документально. Подтверждением будет являться предоставление документов, выданных на товар одного производителя, с разбросом дат выдачи не менее чем 1 месяц друг от друга, либо документов, выданных на товар разных производителей с любым разбросом дат их выдачи.
Даты выдачи подтверждающих документов должны быть не более чем за 6 месяцев до окончания срока подачи заявок. Документы, выданные ранее - не учитываются и комиссией не рассматриваются.
Все подтверждающие документы должны быть выданы организациями, уполномоченными на проведение подобных испытаний в порядке, установленном действующим законодательством.
Все документы представляются участником в отношении конкретного сорта, вида, типа, категории товара предполагаемого к поставке товаров после заключения контракта. Документы, представленные не в отношении предлагаемого к поставке товара, комиссией не рассматриваются и не учитываются.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.
Отсутствие документов подтверждающих качество используемых товаров не является основанием для отклонения заявки участника".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств того, что установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, спорный показатель оценки, установленный Заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при поставке товаров по объекту закупки. Следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 51, 53, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сатурн" обоснованной в части доводов об установлении незаконных требований к составу заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 51 (п. 4 ч. 1 ст. 50) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2017 г. N 44-4813/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017