Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ФГБПОУ "Санкт-Петербургский медико-технический колледж Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Шмидт И.К. (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенной о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28412-ЭП/17 от 29.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на услуги по обслуживанию помещений комплексные (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100042017000029. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 289 803,20 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не в соответствии с извещением о проведении аукциона.
В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлено следующее: "Дата и время окончания подачи заявок: 30.11.2017 09:00".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация о закупке наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно п. 2.10 документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: заявки подаются с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе (на официальном сайте) до: 01 час. 00 мин. "30_" ноября 2017_ г. (время московское).".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не в соответствии с извещением о проведении аукциона.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке противоречивой инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлено следующее: "При указании сведений о конкретных показателях товара в соответствии с объектом закупки, участник закупки должен руководствоваться пунктом 1-46 данной инструкции".
При этом инструкция по заполнению первой части заявки содержит 44 пункта.
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки содержит противоречивый порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке требования к участникам закупки требования о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к видам деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление Правительства N 1225) определен перечень работ и услуг, входящих в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Перечню к работам и услугам, входящим в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесены:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Исключен.
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения
Согласно п. 3.1.1 проекта контракта Заказчиком указано следующее: "Работы выполняются (услуги оказываются) в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.12 N 390 (копия действующей лицензии МЧС Российской Федерации Исполнителя (соисполнителя) на производство работ по ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с соответствующим перечнем работ должна быть в наличие у Исполнителя). В случае отзыва у Исполнителя (соисполнителя) указанной лицензии, прекращении срока действия лицензии и отсутствия новой лицензии на данные виды работ, Заказчик вправе инициировать расторжение Договора.".
Таким образом, предмет закупки включает в себя работы, подлежащие лицензированию.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе требование о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, Заказчик обязан установить к участникам закупки.
Таким образом, при наличии в техническом задании работ, подлежащих лицензированию, Заказчик обязан установить в документации о закупке требование к участникам закупки о наличии такой лицензии, а также требование о ее предоставлении в составе второй части заявки.
Заказчиком в документации о закупке требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также требование о предоставлении данной лицензии в составе второй части заявки не установлено.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке противоречивых требований к товарам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Например, согласно п. 51 требований к конкретным показателям товаров Заказчиком установлены требования к товару: "Дюбели тип 2".
Согласно п. 1.1.3 Технического задания документации о закупке Заказчиком установлено требование о соответствии товара под номером 51 ГОСТ Р 52582-2006, ГОСТ 5089-2011.
В соответствии с разделом 1 "Область применения" ГОСТ Р 52582-2006 указано: "Настоящий стандарт распространяется на механические, электромеханические, электромагнитные замки, замки с электронным управлением (электронные замки с мнемоническим способом введения кода, а также с вещественными носителями кода), устройства "Антипаника" и замки одноразового использования (в том числе с системами дистанционной идентификации и оповещения о состоянии замков), устанавливаемые на защитных конструкциях (далее - замки).".
В соответствии с разделом 1 "Область применения" ГОСТ 5089-2011 указано следующее: "Настоящий стандарт распространяется на замки с различными механизмами секретности, монтируемые на строительных и защитных конструкциях (воротах, дверях, окнах), устанавливаемых в жилых, общественных и производственных зданиях и сооружениях, а также на цилиндровые механизмы секретности для замков и защелки (далее - изделия). Настоящий стандарт устанавливает требования к замкам защитных конструкций (ворот, окон, дверей, в том числе дверей чердаков, подвалов, лифтовых шахт, технических этажей и т.п., а также дверей в помещения, находящиеся под охраной) из различных материалов, позволяющие создавать замки с охранными свойствами различной надежности для защиты охраняемого пространства в зависимости от степени его ответственности. Настоящий стандарт может быть применен для целей сертификации.".
Таким образом, Заказчиком установлено требование о соответствии товара государственным стандартам, которые не распространяют свое действие на товар, который в соответствии с документацией о закупке, должен соответствовать данным государственным стандартам.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Аналогичные доводы жалобы в отношении товаров под номерами 4, 6, 12 признаны обоснованными.
Например, согласно п. 27 "Болты и гайки высокопрочные" требований к конкретным показателям товаров Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Класс прочности болтов должен быть 8,8_12,9. Твердость по Бринеллю болтов, НВ, должна быть не более 363.".
В соответствии с Таблицей А.1 ГОСТ Р 52643-2006, требование о соответствии которому установлено в документации о закупке, указано следующее:
Класс прочности |
Механические свойства |
|||
Временное сопротивление sв, Н/мм2 |
Твердость по Бринеллю, НВ |
|||
не менее |
не более |
не менее |
не более |
|
8.8 |
800 |
950 |
242 |
363 |
9.8 |
900 |
1150 |
285 |
|
10.9 |
1078 |
1275 |
331 |
388 |
1040 |
300 |
|||
12.9 |
1220 |
1519 |
360 |
415 |
Таким образом, согласно ГОСТ Р 52643-2006 твердость по Бринеллю для класса прочности 12.9 составляет не менее 360 и не более 415 НВ. При этом, согласно требованиям документации о закупке участник закупки вправе указать класс прочности 12.9 в соответствии с ГОСТ Р 52643-2006, но не вправе указать соответствующее ГОСТ Р 52643-2006 значение показателя твердости по Бринеллю.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы об установлении в документации о закупке нестандартных показателей признаны обоснованными.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке единицы измерения физической величины, которая не позволяет определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 46 "Керамическая кран-букса для смесителя" Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Детальное устройство керамической-кран буксы: Форма штока должна иметь шлицевое соединение, количество шлицев 15< мм.".
Заказчиком по показателю количества шлицев установлена единица измерения "мм".
Согласно пояснениям Заказчика при формировании документации о закупке допущена техническая ошибка в данной части.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 111 "Лента тип 2" Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Климатическое исполнение гильзы должно быть вида УХЛ, с категорией размещения менее 3".
Таким образом, требования к конкретным показателям по п. 111 не соответствуют наименованию товара и не позволяют определить потребность Заказчика в части описания исполнения гильзы по товару "лента".
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Согласно п. 37 "Трубы металлополимерные тип 1" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к показателям: "Коэффициент линейного расширения, 1/°С не менее 0,2010-4. Изменение длины после прогрева при температуре (120-3) °Св течение (60+1) мин, % не более 0,9. Коэффициент эквивалентной равномерно-зернистой шероховатости не более 0,01. Коэффициент теплопроводности, Вт/м
К не менее 0,4. Прочность клеевого соединения, Н/10 мм не менее 65".
Требование о соответствии товара нормативно-технической документации в документации о закупке не установлено.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний при соблюдении определенных условий.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шмидт Инны Константиновны обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 3 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2017 г. N 44-4832/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2017