Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГУ - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик):
ООО "ОП "Авенир" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28572-ЭП/17 от 30.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по охране административных зданий и дополнительной охране административных помещений Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в 2018 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0272100000117000385. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 925 056,35 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.п. 1.4.13, 1.5.12, 1.7.9, 1.8.9 Части V "Описание объекта закупки (техническое задание)" документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "самостоятельно и за свой счет обеспечивать Объект N 1 технической возможностью вызова группы быстрого реагирования из числа сотрудников Исполнителя, способной обеспечить сохранность Объекта N 1 и имущества Заказчика, а также пресечь противоправные действия со стороны третьих лиц; самостоятельно и за свой счет обеспечивать Объект N 2 технической возможностью вызова группы быстрого реагирования из числа сотрудников Исполнителя, способной обеспечить сохранность Объекта N 2 и имущества Заказчика, а также пресечь противоправные действия со стороны третьих лиц; самостоятельно и за свой счет обеспечивать Объект N 4 технической возможностью вызова группы быстрого реагирования; самостоятельно и за свой счет обеспечивать Объект N 5 технической возможностью вызова группы быстрого реагирования;".
Согласно доводам Заявителя в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Следовательно, оказание охранных услуг на безвозмездной основе в части обязательств, исполняемых за счет средств охранной организации, противоречит ст. 1 названного закона.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что положения документации о закупке не содержат обязательства, исполнение которых необходимо за счет средств исполнителя сверх цены контракта.
Анализ аукционной документации о закупке показал, что Заказчиком в документации не отражено, что оспариваемые пункты Части V документации о закупке не включают в себя расходы исполнителя при исполнении обязательств по контракту, сверх цены контракта, в том числе, при наличии указания на исполнение обязательств за счет исполнителя.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что наличие положений документации о закупке, которые носят неоднозначный характер и допускают различный подход при исполнении обязательств по контракту, может повлечь негативные финансовые и иные, в том числе, правовые последствия для исполнителя в части осуществления услуг на безвозмездной основе, что противоречит законодательству Российской Федерации.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пп. 3 п. 27 Части II документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки": "наличие у участника закупки работников, имеющих право оказывать услуги в соответствии с требованиями документации об открытом конкурсе, работающих на постоянной основе и зачисленных в штат участника закупки по состоянию на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе, в количестве не менее 28 человек.
Минимальное количество работников участника закупки, имеющих право оказывать услуги в соответствии с требованиями настоящей документации об открытом конкурсе, работающих на постоянной основе и зачисленных в штат участника закупки по состоянию на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе, которое будет учитываться при оценке - 28.
В случае, если количество работников участника закупки, имеющих право оказывать услуги в соответствии с требованиями документации об открытом конкурсе, работающих на постоянной основе и зачисленных в штат участника закупки по состоянию на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе, составляет менее 28 человек, НЦАi=0.".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлен порядок оценки по нестоимостному критерию "Качественные характеристики объекта закупки" в части наличия у участника закупки трудовых ресурсов.
В соответствии с п. 27 Правил показатель "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" установлен для критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Таким образом, Заказчиком установлен порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", который не соответствует требованиям Правил.
Кроме того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что количество трудовых ресурсов не свидетельствует о надлежащем качестве оказания услуг.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе в части установления порядка оценки не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в пп. 3.1 п. 27 Части II документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок с использованием формулы расчета, которая не предусмотрена п.п. 21-24 Правил.
В соответствии с п. 29 Правил установлено: "для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.".
В соответствии с п. 20 Правил установлено: "Оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в пп.пп. "а" и "в" пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п.п. 21 - 24 настоящих Правил.".
Согласно пп. 3.1 п. 27 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Оценка заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", а именно - наличие у участника закупки работников, имеющих право оказывать услуги в соответствии с требованиями документации об открытом конкурсе, работающих на постоянной основе и зачисленных в штат участника закупки по состоянию на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе, в количестве не менее 28 человек.
Коэффициент значимости показателя - 1.
Расчет оценки проводится по формуле:
НЦАi= КЗх100х(Кi/Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.".
Пункты 21-24 Правил содержат формулы расчета оценки по критериям (показателям).
В соответствии с п. 23 Правил: "В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного п. 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.".
Таким образом, Заказчиком установлен оспариваемый порядок оценки в соответствии с п. 23 Правил.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Довод Заявителя об установлении в документации о закупке технологически и(или) функционально не взаимосвязанных между собой услуг не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОП "Авенир" частично обоснованной в части доводов об установлении необъективного описания объекта закупки; об установлении порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2017 г. N 44-4854/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2017