Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28425/17 от 29.11.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексное обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) для организации питания в СПБ ГКУЗ "ГПБ N 6" в 2018 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 10.11.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200089817000062. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 620 611, 63 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе, в частности, Заявитель полагает, что установленные в качестве критериев оценки требования к участникам закупки ограничивают количество участников закупки и не позволяют выявить лучшее предложение.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей Заказчика, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В силу ч. 3 указанной нормы Закона о контрактной системе,при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения указанного Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных указанной статьей.
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе, в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 указанного Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно п.п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Таким образом, исходя из совокупности положений пунктов 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Если, в соответствии с пунктом 10 Правил, в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Согласно пункту 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Согласно пункту 28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Пункт 11 части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации содержит установленные Заказчиком критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок.
Так, для оценки заявок Заказчиком применяется балльная система оценки заявок с учетом предельных величин каждого критерия оценки заявок, определяемых Законом о контрактной системе, Порядком оценки заявок, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) и частью I.
1. Для оценки заявок участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости критерия |
1 |
Цена контракта |
70% |
0,7 |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30% |
0,3 |
Сумма величин значимости всех критериев оценки, предусмотренных конкурсной документацией |
100% |
|
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в соответствии с пунктом 10 Правил устанавливаются следующие показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров по нестоимостным критериям оценки:
1) Деловая репутация участника конкурса (НЦБ (1))
Значимость показателя - 65 %;
2) Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженный в наличии автотранспортных средств (НЦБ (2))
Значимость показателя - 5 %;
3) Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженный в наличии производственных помещений, предназначенных для раздельного хранения различных видов продуктов питания (НЦБ (3))
Значимость показателя - 30 %.
Сумма величин значимости показателей критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" составляет 100 %.
Для определения количества баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" конкурсная комиссия определяет индекс деловой репутации участника конкурса по совокупным характеристикам, установленным настоящей конкурсной документацией к такому показателю экспертным способом, предусматривающим использование факторной модели.
В соответствии с пунктом 11 Правил, конкурсной документацией установлено предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
При вычислении индекса деловой репутации участника конкурса для определения количества баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", учитываются следующие факторы:
1) фактор "Репутация профессиональной деятельности", определяемый членством участника конкурса в Саморегулируемых организациях в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов (x1);
2) фактор "Сертифицированная система менеджмента", характеризующий наличие сертификатов на системы менеджмента,
3) фактор "Претензионная работа", характеризующий уровень надлежащего исполнения участником конкурса своих обязательств в рамках исполнения контрактов (договоров) в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов (x3).
Для определения значения фактора "Репутация профессиональной деятельности" учитывается членство участника закупки в Саморегулируемых организациях (СРО) в области поставки продуктов питания и/или услуг организации питания.
Членство в СРО подтверждается сведениями из саморегулируемой организации - копией свидетельства/сертификата/аттестата с указанием присвоенного СРО номера и датой его присвоения. Сведения о присвоенном СРО номере и дате присвоения указываются в разделе I формы "Деловая репутация участника конкурса".
Информация о членстве в СРО также должна подтверждаться внесением в Реестр/Перечень членов СРО, размещенный в свободном доступе на официальном сайте СРО, и Едином Федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности (www.fedresurs.ru).
Ссылки на сайты с размещением общедоступной информации указываются в разделе I формы "Деловая репутация участника конкурса".
При определении значения фактора "Репутация профессиональной деятельности" используется следующая шкала:
1,0 - участник конкурса является членом Саморегулируемой организации (в области поставки продуктов питания и/или организации питания). Членство в Саморегулируемой организации подтверждается внесенной записью в Реестр/Перечень членов СРО в свободном доступе на официальном сайте СРО (при наличии) и данными, внесенными в Единый Федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности (www.fedresurs.ru).
0,1 - участник конкурса является членом Саморегулируемой организации (в области поставки продуктов питания и/или организации питания). Членство в Саморегулируемой организации не подтверждается данными, внесенными в Единый Федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности (www.fedresurs.ru).
0 - участник конкурса не является членом Саморегулируемой организации (в области поставки продуктов питания и/или организации питания).
В случае не предоставления подтверждающих документов, значение фактора будет равняться нулю.
Для определения значения фактора "Сертифицированная система менеджмента" учитывается наличие у участника конкурса системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001).
Для определения фактора "Сертифицированная система менеджмента", участник конкурса представляет в составе конкурсной заявки копию действующего сертификата соответствия ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001). Сведения о выданных сертификатах, номере и дате присвоения указываются в разделе II формы "Деловая репутация участника конкурса".
Орган по сертификации, выдавший вышеназванные сертификаты, должен соответствовать ФЗ N184 от 27.12.2002 "О техническом регулировании". Проверка предоставленной информации осуществляется Заказчиком самостоятельно на дату рассмотрения и оценки заявок участников закупки. Представляемые копии документов должны иметь читаемую, четкую печать оттисков текста, печатей.
При определении значения фактора "Сертифицированная система менеджмента" используется следующая шкала:
1,0 - наличие у участника конкурса системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001);
0 - отсутствие у участника конкурса системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001).
По показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженного в наличии производственных помещений, предназначенных для раздельного хранения различных видов продуктов питания" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" конкурсная комиссия оценивает собственные или арендованные склады, имеющиеся у участника конкурса, площадью не менее 3000 кв.м. предназначенные для раздельного хранения различных видов продуктов питания
В соответствии с пунктом 11 Правил, конкурсной документацией заказчиком установлена шкала предельных величин значимости показателей. Количество баллов, присуждаемых по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, выраженного в наличии производственных помещений, предназначенных для раздельного хранения различных видов продуктов питания", определяется следующим образом:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Количество баллов |
Наличие |
100 баллов |
|
Собственные или арендованные склады площадью не менее 3000 кв.м. предназначенные для раздельного хранения различных видов продуктов питания |
Отсутствие или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
Таким образом, Комиссия УФАС России, проанализировав вышеприведённые положения документации, приходит к выводу, что перечисленные в жалобе Заявителя требования не являются требованиями к участнику закупки по смыслу, закрепленному ст. 31 Закона о контрактной системе, а являются значениями показателей критериев оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе, а не представление документов, подтверждающих соответствия участника закупки указанным критериям не является основанием для отстранения участника закупки, тем самым рассматриваемые положения документации не могут расцениваться, как ограничивающие количество участников закупки.
Относительно утверждения подателя жалобы о том, что Заказчиком неправомерно установлен в качестве показателя, подтверждающего квалификацию - членство в Саморегулируемой организации (в области поставки продуктов питания и/или организации питания), Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ
"О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО), саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о СРО, саморегулируемая организация осуществляет, в том числе, следующие основные функции:
- применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
- осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
- организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
- осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
Также в силу ч. 3 ст. 4 Закона о СРО, стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.
Таким образом, дополнительные стандарты и правила, контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации, аттестация и обучение сотрудников членов саморегулируемой организации свидетельствует о квалификации хозяйствующего субъекта и более высокой деловой репутации.
Довод Заявителя о необходимости оплаты внесения сведений о членстве в саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, как нарушения порядка оценки согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, не находит своего подтверждения, поскольку не создает преимущественного положения кому-либо из участников в возможности внесения данных сведений, или иным образом ограничивает круг участников закупки.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС приходит и в отношении довода подателя жалобы о наличии у участника конкурса системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001 (ISO 9001), поскольку соответствия участника закупки указанным критериям в определенной мере характеризует квалификацию участника закупки и является подтверждением соответствия стандарту качества структуры, методики, процессов и ресурсов организации. Таким образом, использование данного критерия Правилами допускается, в связи с чем довод Заявителя о неправомерности установления вышеуказанного показателя не нашел своего подтверждения.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемый порядок оценки, установленный Заказчиком в конкурсной документации,не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС не находит в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе при установлении критериев оценки заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтроМакс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 декабря 2017 г. N 44-4844/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2017