Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика- ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский"- Кибизова Ю.С. (доверенность N 4 от 03.03.2017 г.), Халимона А.Н. (доверенность N 10 от 19.04.2017 г.), Резникова Н.Н. (доверенность N 11 от 19.04.2017 г.),
от заявителя жалобы ООО "Велинг СК"- представитель на рассмотрение жалобы не прибыл,
Рассмотрев жалобу ООО "Велинг СК", на действия заказчика - ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321400001817000087 "Поставка диванов парковых, для нужд ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" ",
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Велинг СК", на действия заказчика - ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321400001817000087 "Поставка диванов парковых, для нужд ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" ". По мнению заявителя, действия аукционной комиссии государственного заказчика по факту отклонения первой части заявки ООО "Велинг СК" не соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика поддержал доводы, указанные в представленных письменных объяснениях, считает, что действия заказчика при формировании документации об аукционе в электронной форме N 0321400001817000087 "Поставка диванов парковых, для нужд ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" " соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
1. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе - жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
При этом следует понимать, что действиями Заказчика при осуществлении закупки являются действия по формированию и утверждению аукционной, конкурсной, котировочной документации, либо документации запроса предложений а действиями уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, являются действия направленные на процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, процедуру аукциона, а также рассмотрение заявок на участие в конкурсе либо рассмотрение заявок на участие в аукционе, запросе котировок и запросе предложений.
В числе прочего заявитель обжалует положения документации.
На основании всего вышеизложенного системный анализ вышеуказанных норм позволяет установить общие и специальные требования для возникновения права подачи лицом жалобы на действия заказчика при проведении им аукционов.
Часть 1 статьи 105 Закона о контрактной системе определяет общее правило подачи жалобы, рассмотрении которой предусмотрено главой 6 Закона о контрактной системе - наличие нарушения любыми действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника закупки.
Часть 4 статьи 105 Закона о контрактной системе устанавливает специальное правило для подачи в порядке главы 6 Закона о контрактной системе жалобы на действия (бездействие) заказчика совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в торгах - наличие поданной заявки на участия в торгах лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Необходимо отметить, что обжалование действий заказчика, уполномоченного органа согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, не связано со временем подачи жалобы, а определяется исходя из времени совершения действий, являющихся предметом обжалования.
Общее правило части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе обусловлено так же нормами Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе при проведении аукционов, заказчик обеспечивает размещение документации о торгах в открытом доступе для любого субъекта. Документация, о торгах должна содержать все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта.
Согласно пункта 3.37 Регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, и т.д. в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В связи, с чем доводы заявителя жалобы относительно несоответствия документации требованиям Закона не рассматриваются.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно требованиям части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Первая часть заявки ООО "Велинг СК" не допущено к участию в аукционе на
основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ, а именно:
По позиции 7 заказчиком установлено- "Сидение и спинка парковых диванов должны быть изготовлены из деревянных брусков. Материал бруса: древесина хвойных пород (ель, сосна, лиственница)..".
При этом, в поданной заявке ООО "Велинг СК" по позиции 7 указано Сидение и спинка парковых диванов изготовлены из деревянных брусков. Материал бруса: древесина хвойных пород (ель, сосна, лиственница)",
Таким образом, по позиции 7 участником закупки ООО "Велинг СК" не указан конкретный показатель товара относительно материала бруса.
В Инструкции по заполнению заявки заказчиком установлено "В случае если значения характеристик разделены знаками препинания запятой "," и/или точкой с запятой ";", это означает, что при поставке (выполнении работ, оказанию услуг) должны использоваться товары со всеми установленными значениями характеристик, разделенными указанными знаками препинания. Исключение составляют случаи, когда перечисление значений сопровождается обобщающим словом в единственном числе и двоеточием ":" или словами, подразумевающими выбор ("один(-на) из"), или наличия в предложении разделительного союза "или": в этих случаях участник закупки должен указать одно из установленных значений".
В соответствии с частью 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
На основании изложенного следует, что обязанность Заказчика в отстранении участника закупки от участия в электронном аукционе зависит от установления факта недостоверности представленных в составе заявки на участие в электронном аукционе сведений.
Из вышеизложенного следует, что имелись более чем достаточные основания для отклонения заявки ООО "Велинг СК".
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "Велинг СК" от участия в аукционе в электронной форме.
Частью 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно требованиям части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом следует понимать, что действиями аукционной комиссии уполномоченного органа, являются действия направленные на рассмотрение заявок, на участие в аукционе, на предмет соответствия заявок требованиям аукционной документации.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
То есть, участник закупки ООО "Велинг СК" заранее было ознакомлено с требованием аукционной документации, и должно было подать заявку в соответствии с требованиями аукционной документации и с соблюдением норм и требований Закона о контрактной системе.
Более того, подача заявки ООО "Велинг СК" на участие в аукционе является волеизъявлением самого участника, который согласился с условиями аукционной документации без возникновения вопросов по содержанию и требованиям аукционной документации до подачи заявки на участие в аукционе.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях аукционной комиссии заказчика - ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" по факту отклонения первой части заявки ООО "Велинг СК" от участия в аукционе N 0321400001817000087 "Поставка диванов парковых, для нужд ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" " нарушений требований Закона N 44-ФЗ не установлено.
3. В ходе проведения внеплановой проверки, в действиях заказчика- ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" при формировании документации об аукционе в электронной форме N 0321400001817000087 "Поставка диванов парковых, для нужд ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" " установлены нарушения требований Закона N 44-ФЗ:
- В извещении об осуществлении закупки, размещенном на сайте http://zakupki.gov.ru, указано:
-
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВОК
- Требуется обеспечение заявок |
- |
- Размер обеспечения заявок |
11 256,47 Российский рубль |
- Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок |
Обеспечение заявки |
- Платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта |
- "Номер расчётного счёта" 40302810600001000005 "Номер лицевого счёта" 20216Ж36320 "БИК" 040702001 |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
- Требуется обеспечение исполнения контракта |
- |
- Размер обеспечения исполнения контракта |
112 564,67 Российский рубль |
- Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
Обеспечение контракта |
- Платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта |
- "Номер расчётного счёта" 40302810600001000005 - "Номер лицевого счёта" 20216Ж36320, "БИК" 040702001 |
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается в том числе информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
Пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан в извещении об осуществлении закупки указать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Федерального закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В извещении о проведении электронного аукциона, опубликованном в ЕИС, Заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта, что является нарушением требований ст. 42 Федерального закона N44-ФЗ. При этом, указанное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результат осуществления закупки N 0321400001817000087.
- В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В проекте контракта аукционной документации заказчиком установлено:
"п. 8.11. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком условий настоящего Контракта Заказчик вправе потребовать возмещения убытков, причинённых таким неисполнением (ненадлежащим исполнением).
п. 8.12. Под убытком, в рамках настоящего Контракта, понимается:
- сумма денежных средств, подлежащих возврату Заказчиком в федеральный бюджет, вследствие виновных действий Поставщика;
- сумма денежных средств, подлежащих оплате Заказчиком третьим лицам, вследствие виновных действий Поставщика;
- иные обстоятельства, расцениваемые как убыток в соответствии с действующим законодательством, если наступление этих обстоятельств обусловлено виновными действиями Поставщика.
Поставщик обязан возместить причинённые Заказчику убытки в течение 7 (семи) рабочих дней с момента поступления ему соответствующего требования от Заказчика с приложением документов, подтверждающих действительное наличие убытков у Заказчика по вине Поставщика (при этом вина Поставщика также должна быть документально подтверждена).
Поставщик в течение 7 (семи) рабочих дней с момента поступления ему соответствующего требования от Заказчика о возмещении убытков обязан либо компенсировать данные убытки в добровольном порядке, либо направить Заказчику мотивированный отказ от компенсации Заказчику понесённых последним убытков".
Данные требования о возмещении убытков противоречат нормам Закона N 44-ФЗ, поскольку статьей 34 Закона N 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень условий об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных по контракту.
Таким образом, в действиях заказчика - заказчика - ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321400001817000087 "Поставка диванов парковых, для нужд ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" " установлены нарушения требований ст. 34 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Велинг СК", на действия заказчика - ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321400001817000087 "Поставка диванов парковых, для нужд ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" "- необоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия заказчика - ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский", нарушившими требования Закона о закупках, а именно: ст. 34 Закона N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику- ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" обязательное для исполнения предписание;
4. Доводы на документацию аукциона не рассматриваются, согласно пункта 3.37 Регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Заказчик:
ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский"
357700, Россия, Ставропольский край,
г. Кисловодск, бульвар Курортный, 21
Заявитель:
ООО "Велинг СК"
355008, г. Ставрополь,
ул. 50 Селекционная, д. 19/1,
ПРЕДПИСАНИЕ N 747
по делу N РЗ-2143-2017 о нарушении законодательства о закупках
29.11.2017 года г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
На основании своего Решения от 29.11.2017 года по делу N РЗ-2143-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Велинг СК", на действия заказчика - ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский", по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321400001817000087 "Поставка диванов парковых, для нужд ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" " и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - ФГБУ "Национальный парк "Кисловодский" устранить нарушения требований ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем:
- При заключении контракта, исключить из проекта контракта Требования п. 8.11 и п. 8.12.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 29 ноября 2017 г. N РЗ-2143-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017