Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчиков - Котова Л.А., Тленкопачева И.С.
от ООО "Торговый дом Виал" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом Виал" на действия заказчика - ГБУЗ СК "КДКБ" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200032617000348 "Поставка лекарственных средств в соответствии с аукционной документацией".
По мнению заявителя, действия заказчика при формировании документации аукциона не соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Торговый дом Виал" Комиссией установлено следующее:
Заявитель, обжалуя действия заказчика ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" в части положений аукционной документации, считает что "описание объекта закупки не позволяет предложить участникам закупки взаимозаменяемый в рамках одного МНН лекарственный препарат что не соответствует требованиям, установленным ч.1 ст. 64 и п. 1 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе", а также указывает: "в совокупности указанным характеристикам соответствует единственный из перечисленных лекарственных препаратов торгового наименования Цефуроксим производителя ОАО "Красфарма". Россия".
Ссылка заявителя на п. 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ неприменима к данной закупке в виду того что заказчиком были объявлены торги в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов в 2017 году для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (извещение N0321200032617000348). Информация о торгах в виде Извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме была опубликована на официальном сайте в сети Интернет.
Согласно положениям Закона 44-ФЗ. документация об аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком самостоятельно исходя из своей потребности в товарах, работах или услугах. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе в электронной форме требований к товару, которые являются значимыми для заказчика. Так для заказчика является значимым требованием возможность применения препарата в педиатрической практике а следовательно и поставка лекарственного препарата с МИН Цефуроксим в лекарственной форме "Порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения дозировкой 0.75 г в комплекте с раствором лидокаина для инъекций 10 мг мл . Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций. Преимущества применения в детском лечебном учреждении лекарственной формы для внутримышечного введения в комплекте с лидокаином очевидны: внутримышечная инъекция с применением местного анестетика безболезненна, обеспечивается соблюдение асептичности приготовления раствора препарата и. тем самым, снижается риск осложнений, связанных с введением. Выбор лидокаина в качестве растворителя обусловлен его свойствами как местного анестетика предупреждать развитие болевого синдрома, связанного с инъекцией, тем самым значительно улучшая переносимость терапии детьми. Лидокаин имеет ряд преимуществ перед новокаином: он не вступает в лекарственные взаимодействия с антибиотиком, реже вызывает аллергические реакции (в том числе наиболее тяжелых анафилактического шока), действует быстрее и длительнее, не вызывает местного раздражающего действия. При применении другого местного анестетика, не рекомендованного инструкцией по применению, возникает опасность развития системных реакций, обусловленных неправильным выбором местного анестетика, его концентрации, а также вводимого количества.
Указания в аукционной документации конкретных требований, влияющих на клиническую эффективность, не нарушают антимонопольное законодательство. Отсутствие такой характеристики может привести к ухудшению качества предоставления медицинской услуги и стать причиной неблагоприятного или летального исхода лечения.
Наличие единственного производителя запрашиваемого лекарственного средства не могло привести к ограничению числа участников закупки, поскольку предметом аукциона являлась поставка лекарственных препаратов, а не их изготовление.
Заявитель указывает что "согласно п. 2 Правил формирования перечня ЛС закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, основанием для включения лекарственного средства в перечень является невозможность замены лекарственного средства в рамках одного международного непатентованного наименования лекарственного средства или при отсутствии такого наименования химического, группировочного наименования, определяемая с учетом показателей эффективности и безопасности лекарственных препаратов. Основанием для исключения лекарственного средства из перечня является возможность такой замены".
Вышеуказанные правила были утверждены п. 1 Постановления Правительства от 28 ноября 2013 г. N 1086. вступившим в силу 01.01.2014 года и не имеют отношения к данной закупке так как в аукционной документации заказчиком было указано Международное непатентованное наименование.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: ... в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки: ... использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями. предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Документация об аукционе содержит основные сведения, позволяющие участнику аукциона поставить лекарственные препараты в соответствии с потребностями, и не содержит каких-либо дополнительных требований к участникам аукциона.
Частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать документы. подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Данная правовая позиция поддержана Письмом ФАС РФ от 10.04.2014 "Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок".
В жалобе ООО "Торговый дом Виал" не содержится обоснований каким образом Заказчики, указав в техническом задании лекарственный препарат с МНН, ограничили количество участников в открытом аукционе. Заявитель не указал, каким образом нарушены его права как участника аукциона в плане ограничения участия в настоящем аукционе в электронной форме: не предоставил письменных уведомлений об отказе в поставке требуемого товара или же доказательств отсутствия в свободном обороте лекарственных препаратов с требуемыми характеристиками.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя ООО "Торговый дом Виал" необоснованны.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика - ГБУЗ СК "КДКБ" нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом Виал" на действия заказчика - ГБУЗ СК "КДКБ" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200032617000348 "Поставка лекарственных средств в соответствии с аукционной документацией" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 30 ноября 2017 г. N рз-2155-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2017