Резолютивная часть решения оглашена 28.11.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия "Ветеранов подразделений специального назначения - Соболь" (далее - ООО ЧОП "ВПСН-Соболь", заявитель) на положения документации об открытом конкурсе на оказание услуг по комплексной охране зданий (помещений) и имущества МКУ "УАЗ" (N закупки 0328300032817000946), в присутствии представителей: уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира; заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление административными зданиями администрации города Владимира".
27.11.2017 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 28.11.2017.
27.11.2017 на заседании Комиссии присутствовали представители: уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира ; заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление административными зданиями администрации города Владимира", заявителя - ООО ЧОП "ВПСН-Соболь".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "ВПСН-Соболь" на положения документации об открытом конкурсе на оказание услуг по комплексной охране зданий (помещений) и имущества МКУ "УАЗ" (N закупки 0328300032817000946).
Заявитель утверждает, что заказчик неправомерно установил по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки" показатель "Количество исполненных контрактов и договоров по оказанию охранных услуг за период 2015-2016 гг., находящихся в реестрах контрактов и договоров в единой информационной системе, с объемом по каждому контракту (договору)".
По мнению заявителя, заказчик, устанавливая условие о том, что контракты должны быть размещены в единой информационной системы, ограничивает число участников закупки.
Также заявитель считает, что наличие таких контрактов не может подтверждать высокую квалификацию участника конкурса.
В дополнение к жалобе заявитель указал, что нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок в конкурсной документации установлено требование "Наличие не менее 3-х экипажей групп быстрого реагирования на территории города Владимира", "Наличие дежурной части на территории города Владимира".
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Спорный показатель включает в себя временной период 2015-2016 года, в течение которого заказчиками, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выступали все государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Формулировка рассматриваемого показателя позволяет реализовать право участника закупки на не предоставление в составе его заявки указанных документов, а также позволяет реализовать конкурсной комиссии ее обязанность по проверке достоверности сведений, содержащихся в составе заявок участников закупки, так как реестр контрактов находится в открытом доступе.
"Наличие не менее 3-х экипажей групп быстрого реагирования на территории города Владимира", "Наличие дежурной части на территории города Владимира" являются не требованием к участникам закупки, а частью описания объекта закупки, что прямо указано в конкурсной документации, а именно указывается: необходимость обеспечения исполнителем услуги (не участником закупки) оперативного реагирования группами быстрого реагирования, вооруженными служебным оружием, на "тревожные" сообщения; время прибытия групп быстрого реагирования на объекты заказчика - 5 минут, 10 минут и не более 20 минут, в зависимости от места расположения охраняемых объектов заказчика; осуществление установки в охраняемых зданиях (помещениях) собственных объектовых устройств для приема-передачи сигнала "Тревога" на пульт централизованного наблюдения с установкой устройств охранной беспроводной сигнализации".
Также конкурсная документация не содержит в своем составе требование о наличии у участников закупки на момент подачи заявок какого-либо имущества, в том числе на территории города Владимира.
По мнению уполномоченного органа во исполнение статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки является объективным, не содержит в себе излишних позиций, а содержит показатели, которые позволяют определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям.
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу заявителя необоснованной в полном объеме.
Представители заказчика полностью поддержали позицию уполномоченного органа.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об открытом конкурсе должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки определен в правилах оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Проанализировав конкурсную документацию, Комиссия установила, что по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки" определен показатель "Количество исполненных контрактов и договоров по оказанию охранных услуг за период 2015-2016 гг., находящихся в реестрах контрактов и договоров в единой информационной системе, с объемом по каждому контракту (договору)".
По мнению Комиссии, указание о том, что контракты и договора по оказанию охранных услуг должны быть опубликованы в реестре контрактов в единой информационной системе является избыточным.
Комиссия пришла к выводу, что наличие данных контрактов и договоров не может повлиять на выявление лучших условий исполнения контракта.
Более того, данной формулировкой рассматриваемого показателя, заказчик способствует затруднению участия в закупке хозяйствующим субъектам, имеющим соответствующий опыт работы по договорам, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не публикуются в Единой информационной системе в сфере закупок. При этом, квалификация такого участника закупки (обладающего опытом оказания услуг по договорам, не публикуемым в ЕИС) является равнозначной квалификации участника закупки, являвшегося исполнителем по контрактам (договорам), опубликованным в Единой информационной системе.
Таким образом, довод заявителя является обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований и условий оказания услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Также в конкурсной документации заказчиком приведено описание оказания услуг, которое направлено на оперативное реагирование, обеспечение максимально безопасного контрольно-пропускного режима.
Включение в описание объекта закупки таких требований не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Комиссия установила, что в данной части довод заявителя не подтвердился, а именно в материалы дела заявителем не представлено объективных, неоспоримых, документарных доказательств правомерности своего довода.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП "ВПСН-Соболь" на положения документации об открытом конкурсе на оказание услуг по комплексной охране зданий (помещений) и имущества МКУ "УАЗ" (N закупки 0328300032817000946) частичной обоснованной, в части установления излишнего условия в показателе N 1 критерия "Квалификация участников закупки".
2. Признать заказчика нарушившим требования части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
_________________________________________________________________________
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г 1148-04/2017
28 ноября 2017 года г. Владимир
Резолютивная часть решения оглашена 28.11.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 3.41, 3.42 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 1148-04/2017 от 28.11.2017,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - муниципальному казенному учреждению "Управление административными зданиями администрации города Владимира" по осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по комплексной охране зданий (помещений) и имущества МКУ "УАЗ" (N закупки 0328300032817000946) устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в извещение и в документацию в соответствии с выводами, изложенными в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 1148-04/2017 от 28.11.2017;
- продления срока подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
- обеспечения участникам закупок, ранее подавшим свои заявки, отозвать их, либо внести соответствующие изменения и дополнения.
2. Комиссии по осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по комплексной охране зданий (помещений) и имущества МКУ "УАЗ" (N закупки 0328300032817000946) устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем отмены всех процедур осуществления данной закупки и соответствующих протоколов заседаний комиссии.
Настоящее предписание необходимо исполнить не позднее 19.12.2017.
Доказательства надлежащего исполнения предписания (в документарном виде) необходимо представить во Владимирское УФАС России не позднее 20.12.2017.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 28 ноября 2017 г. N Г 1148-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2017