Резолютивная часть решения оглашена 20.10.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу САО "ВСК" в лице Владимирского филиала САО "ВСК" (г.Владимир) на положения документации открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд МКУ "Управление административными зданиями администрации города Владимира" (извещение N 0328300032817000950) в присутствии представителя заказчика - МКУ "Управление административными зданиями администрации города Владимира" (доверенность от 27.11.2017 N 41-01-03/515), (доверенность от 29.05.2017 N 41-0103/185), уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации г.Владимира (доверенность от 05.09.2017 N 18-03/996), заявителя - САО "ВСК" (доверенность от 16.01.2017 N 7-ТД-0248-Д).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 1155-04/2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба САС "ВСК" в лице Владимирского филиала САО "ВСК" (далее - заявитель) на положения документации открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд МКУ "Управление административными зданиями администрации города Владимира" (извещение N 0328300032817000950).
По мнению заявителя, конкурсная документация составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В частности в конкурсной документации установлены помимо прочих следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки "квалификация участников закупки" и величины значимости показателей: "Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за последний отчетный год, %", "Количество договоров страхования, заключенных в отчетной периоде", "Соотношение отказов в страховой выплате и заявленных страховых случаев за последний отчетный год".
По показателю "Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за последний отчетный год, %" в документации установлены следующие величины значимости показателей:
Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за последний отчетный год, % |
Количество баллов |
Более 0,75 % |
0 |
От 0,55 до 0,75 (включительно ) |
10 |
До 0,55 |
20 |
По мнению заявителя, установленный в документации показатель с представленной разбивкой возможного присвоения баллов не соответствует принципу выбора наиболее качественного оказания услуги, так как приводит к присвоению наибольшего количества баллов организации, потратившей меньше денежных средств из собранной в качестве страховой премии, что не отвечает принципам, установленным Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об ОСАГО доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страхового возмещения и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.
Законодательством об обязательном страховании лимитируются доходы страховщиков посредством нормирования структуры страхового тарифа. В частности, в структуре страхового тарифа по обязательному страхованию на компенсирование расходов страховщика по предоставлению услуг по обязательному страхованию может направляться только 20 % от собранных страховых взносов по этому виду страхования. На это прямо указывает приложение 3 Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У.
Таким образом, участники страхового рынка, направляющие/расходующие большую часть собранной страховой премии по ОСАГО, в наибольшей степени соответствуют установленным федеральным законодательством для данного вида услуг требованиям, по сравнению с компаниями, расходующими меньшую долю страховой премии.
Однако, согласно установленному в конкурсной документации правилу распределения баллов компания, собравшая 100 единиц условной страховой премии и направившая 80 единиц на выплату страхового возмещения, не получит баллов в то время, как компания, собравшая 100 единиц страховой премии и направившая менее 55 единиц на выплату страхового возмещения, получит максимальное количество баллов.
Дополнительным подтверждением необходимости изменения распределения баллов по указанному показателю является то, что по показателю "Размер страховых выплат по страхованию ОСАГО за последний отчетный год" заказчик заинтересован и отдает наибольшее количество баллов компании, потратившей большую сумму денежных средств на выплату страхового возмещения за последний отчетный год.
Также, по мнению заявителя, показатель 3 "Количество договоров страхования, заключенных в отчетном периоде" ведет к потенциальному ограничению и блокированию в участии в конкурсе ряда страховых компаний и создает преимущество одной или нескольким компаниям.
Указанный критерий дает преимущества тем страховым организациям, которые имеют более длительную страховую историю, большую финансовую возможность и возможный перекос в страховом портфеле в сторону договоров ОСАГО, что не может отвечать принципам устойчивости компании на страховом рынке, и ограничивает доступ тем страховым организациям, которые имеют возможность оказать услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках действующего законодательства, но не могут стать победителями торгов. Названный критерий не позволяет определить участника закупки, предложившего лучшие условия заключения контракта.
Кроме того, показатель 4 "Соотношение отказов в страховой выплате и заявленных страховых случаев за последний отчетный год" не влияет на выявление лучших условий исполнении контракта, не соотносится с конкретным предметом торгов и конкретными потребностями заказчика в рамках осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекта. Наличие у победителя конкурса по сравнению с другими его участниками показателя соотношения отказов в страховой выплате и заявленных страховых случаев за последний отчетный год менее 0,02 не свидетельствует о наличии лучших условий исполнения конкретного контракта для нужд заказчика.
Установление данного показателя и присвоение по нему количественного значения ставится в зависимость от действий третьих лиц, в том числе от правильности и полноты оформления документов страхователя при обращении в страховую компанию за выплатами страховых возмещений, в связи с чем, такой показатель не характеризует качество услуги, и, следовательно, не раскрывает содержание критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", как это требуют правила Оценки.
При таких обстоятельствах, показатель "Соотношение отказов в страховой выплате и заявленных страховых случаев за последний отчетный год" нестоимостного критерия оценки установлен в нарушение части 9 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, заявитель просит провести проверку процедуры проведения указанного открытого конкурса требованиям законодательства РФ и признать жалобу обоснованной, выдать обязательное исполнение предписание об изменении конкурсной документации.
В обоснование правомерности положений конкурсной документации представители уполномоченного органа и заказчика заявили следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок закупок законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
С учетом данной нормы, ссылка заявителя жалобы в обоснование своей позиции на положения Закона об ОСАГО и указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У является некорректной и не должна учитываться при рассмотрении вопроса о законности действий заказчика и уполномоченного органа.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством о закупках, заказчик наделен правом самостоятельно определять те показатели, по которым он будет оценивать квалификацию участников закупки.
Единственным ограничивающим эту самостоятельность условием является требование, содержащееся в приложении к Правилам о предельных величинах значимости критериев оценки заявок.
Таким образом, в данном случае раздел 24.1 Информационной карты документации открытого конкурса в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства о закупках.
На основании изложенного, представители уполномоченного органа и заказчика просят признать жалобу САО "ВСК" в лице Владимирского филиала САО "ВСК" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании положений указанной выше нормы законодательства Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в соответствии с которым заказчик устанавливает в конкурсной документации следующие нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Разделом 24.1 Информационной карты документации о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд МКУ "Управление административными зданиями администрации города Владимира" установлены помимо прочих следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки "квалификация участников закупки" и величины значимости показателей: "Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за последний отчетный год, %", "Количество договоров страхования, заключенных в отчетной периоде", "Соотношение отказов в страховой выплате и заявленных страховых случаев за последний отчетный год".
По показателю "Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за последний отчетный год, %" в документации установлены следующие величины значимости показателей:
Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за последний отчетный год, % |
Количество баллов |
Более 0,75 % |
0 |
От 0,55 до 0,75 (включительно ) |
10 |
До 0,55 |
20 |
По мнению Комиссии, величины значимости показателя "Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за последний отчетный год, %", установленные заказчиком в конкурсной документации, ставят в менее выгодное положение при проведении процедуры оценки заявок на участие в открытом конкурсе, страховые организации, расходующие наибольшую часть собранной страховой премии по ОСАГО, как того требует законодательство о страховании (в частности пункт 1 статьи 8 Закона об ОСАГО и Указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
В силу изложенного, величины значимости показателя "Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за последний отчетный год, %", установленные в конкурсной документации, нуждаются в корректировке и данный довод жалобы является обоснованным.
По доводу жалобы относительно правомерности установления показателя 3 "Количество договоров страхования, заключенных в отчетном периоде", Комиссия полагает, что установление данного показателя не противоречит требованиям части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок и пункта 4 Правил оценки заявок и может быть отнесено к квалификации участника закупки, а именно к опыту работы, связанного с предметом контракта. Данный довод жалобы Комиссия считает необоснованным.
По доводу жалобы относительно правомерности показателя 4 "Соотношение отказов в страховой выплате и заявленных страховых случаев за последний отчетный год", Комиссия полагает, что данный показатель не может быть отнесен к критерию "Квалификация участника закупки" и не влияет на выявление лучших условий контракта. В силу изложенного, данный показатель установлен заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок и подлежит исключению из конкурсной документации. По данному доводу жалоба заявителя является обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу САО "ВСК" в лице Владимирского филиала САО "ВСК" (г.Владимир) на положения документации открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд МКУ "Управление административными зданиями администрации города Владимира" (извещение N 0328300032817000950) частично обоснованной (в части доводов по показателям "Соотношение страховых выплат и премий по ОСАГО за последний отчетный год, %", "Соотношение отказов в страховой выплате и заявленных страховых случаев за последний отчетный год").
2. Признать уполномоченный орган нарушившим требования части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, уполномоченного органа, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
_________________________________________________________________________
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 33-49-78
e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о
контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г 1155-04/2017
29 ноября 2017 года г. Владимир
Резолютивная часть оглашена 29.11.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ", пунктов 3.41, 3.42 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 1155-04/2017 от 29.11.2017,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - муниципальному казенному учреждению "Управление административными зданиями администрации города Владимира", уполномоченному органу - управлению муниципального заказа администрации г.Владимира устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в документацию открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд МКУ "Управление административными зданиями администрации города Владимира" (извещение N 0328300032817000950) в соответствии с выводами, содержащимися в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 1155-04/2017 от 29.11.2017,
- продления срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (N извещения 0328300032817000950) в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок,
2. Комиссии по проведению открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд МКУ "Управление административными зданиями администрации города Владимира" (извещение N 0328300032817000950) устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания комиссии.
Настоящее предписание необходимо исполнить в срок до 18 декабря 2017 года.
Доказательства надлежащего исполнения предписания необходимо представить во Владимирское УФАС России в срок до 20 декабря 2017 года.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (на должностных лиц); 500 000 рублей (на юридических лиц).
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 29 ноября 2017 г. N Г 1155-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017