Резолютивная часть решения оглашена 04.12.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
специалиста - эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП _ на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений административных зданий Управления Федерального казначейства по Белгородской области (0828100000717001671), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - МФ ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Владимире _ (по доверенности от 29.11.2017 N 39-03-28/406), _ (по доверенности от 29.11.2017 N 39-03-28/405), _ (по доверенности от 29.11.2017 N 39-03-28/409), _ (по доверенности от 30.11.2017 N 39-03-28/410).
От заявителя ИП _ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
01.12.2017 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией был объявлен перерыв до 04.12.2017.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП _ на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений административных зданий Управления Федерального казначейства по Белгородской области (0828100000717001671).
Заявитель в своей жалобе указывает, что в п. 7.3.2 документации электронного аукциона Таблице N 5 Приложения N 3 содержатся положения, нарушающие требования Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно.
1. В положении об уборке зданий снаружи, мойка ленточного остекления фасада со 2-го по 5-й этаж, мойка окон, стеклянных стен на любой высоте, мойка фасадов, заказчиком созданы условия, препятствующие добросовестной конкуренции, ограничивая возможность участия физических и юридических лиц в данной закупочной процедуре, а именно оказание услуг возможно при наличии у участника промышленных альпинистов, способных работать на любой высоте. При этом площади ленточного остекления фасада, высоты стеклянных стен не указаны.
2. Уборка помещений получателя должна производиться с использованием принадлежащих исполнителю: - расходных материалов и средств. Услуги оказываются с использованием инвентаря и расходных материалов исполнителя.
В таблице N 3 технического задания указаны: качественные, технические характеристики расходных материалов для туалетных комнат и иных помещений и нормы положенности расходных материалов на 1 работника получателя в период действия контракта. Средства гигиены представлены заказчиком как расходные материалы для оказания услуг по уборке.
Средства гигиены не используются при оказании услуг по уборке в качестве расходных материалов, а используются сотрудниками заказчика для личных нужд.
Так же заявитель уточняет, что если заказчик желает чтобы исполнитель поставлял при уборке средства личной гигиены, то такое требования должно быть учтено при растете начальной максимальной цены, поскольку поставка средств гигиены не имеет никакого отношения к расчету оказания услуг по уборке помещений. Таким образом, заказчик незаконно устанавливает требование о поставке товаров, не входящих в объект закупки.
По мнению заявителю, перечисленные выше нарушения не позволяют надлежащим образом подготовить заявку на участие в аукционе, рассчитать реальную стоимость услуг, которую можно предложить в ходе проведения аукциона.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать заказчика нарушившим положения Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители заказчика по спорным позициям пояснили следующее.
В соответствии с документацией об аукционе в электронной форме N 64-18-эа/26 (Таблица 5 Приложения N 3 "Техническое задание") исполнителем осуществляется уборка административного здания: мойка ленточного остекления фасада со 2-го по 5-й этаж, мойка окон, стеклянных стен на любой высоте, мойка фасадов, очистка алюминиевых переплетов, латунных табличек.
Данное условие не ограничивает возможности участия в данной закупке, поскольку исполнитель может оказывать услуги как своими силами и техническими средствами, так и силами и техническими средствами привлеченных им соисполнителей. Аналогичное положение содержится в проекте контракта (приложение N 1 к документации), а именно в пункте 4.1.7. Так же пункт 4.3.1 устанавливает право исполнителя "привлекать соисполнителей для оказания услуг по контракту".
2. В соответствии с документацией об аукционе, в перечень услуг по уборке помещений административных зданий Управления Федерального казначейства по Белгородской области входит, в том числе, обеспечение расходными материалами санитарных комнат, а именно обеспечение туалетной бумагой и мылом для мытья рук (соответствующая информация указана в приложении N 3 к документации данного электронного аукциона).
Обеспечение туалетной бумагой и мылом для мытья рук было учтено при основании НМЦК и входит в указанную стоимость.
Технология и качество оказываемых услуг должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51870-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. "Услуги профессиональной уборки- клининговые услуги. Общие технические условия".
На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования исключением к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 вышеназванного закона, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
В Приложении N3 к документации об аукционе в электронной форме в Техническом задании в пункте 2 "Описание объекта закупки, указана площадь помещений, подлежащих уборке, а именно - Управление Федерального казначейства по Белгородской области- 5452,5 кв. м.
В документации рассматриваемого аукциона, а именно в четвертой части проекта контракта "Права и обязанности сторон", в пункте 4.1.7. определена обязанность исполнителя "оказывать услуги за свой риск, своими силами и техническими средствами, а также силами и техническими средствами привлеченных им соисполнителей на условиях, установленных контрактом". Так же в пункте 4.3 проекта контракта установлено право исполнителя "привлекать соисполнителей для оказания услуг по контракту". Таким образом, при составлении документации рассматриваемого электронного аукциона, заказчиком не создано условий, препятствующих добросовестной конкуренции и ограничивающих возможность участия физических и юридических лиц в данной закупочной процедуре.
Довод заявителя, о том, что последнему для оказания услуг, по уборке административных зданий, необходимо иметь наличие промышленных альпинистов, способных работать на любой высоте, является необоснованным.
В Приложении N 2 к документации об аукционе в электронной форме "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" по оказанию услуг по уборке помещений административных зданий Управления Федерального казначейства по Белгородской области, содержится требование о том, что технология и качество оказываемых услуг должны удовлетворять требованиям ГОСТа Р 51870-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия". Согласно пункту 3.2 "Туалеты, душевые, санпропускники, части 3 приложения Г указанного ГОСТа, в перечень услуг (работ) входит комплектация бумажными полотенцами, мылом, туалетной бумагой.
Начальная максимальная цена контракта сформирована с учетом расчета средств гигиены, что подтверждают, в том числе, коммерческие предложения трех хозяйствующих субъектов: ООО "Эдельвейс", ООО "Орион Агро", ООО "Уют Сервис", представленные в материалы дела. В данных предложениях указано, что в стоимость уборки входит стоимость расходных материалов, оборудования, транспортные расходы, налоги, сборы и другие платежи, связанные с оказанием услуг по уборке помещений.
Отсюда следует, что довод заявителя о незаконно установленном требовании о поставке товаров, не входящих в объект закупки не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на оказание услуг по уборке помещений административных зданий Управления Федерального казначейства по Белгородской области нарушений законодательства в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП _ на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений административных зданий Управления Федерального казначейства по Белгородской области (0828100000717001671), по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 4 декабря 2017 г. N Г 1177-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2017