Резолютивная часть оглашена
29.11.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "ТехноСтрой", ООО "ОПТ-СНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по наружным сетям водоснабжения, бытовой канализации, ливневой канализации, теплоснабжения, узлу учета расхода тепловой энергии по объекту "Проектирование и строительство объектов муниципальной собственности: здания детского сада N 210 "Ладушки" в 20 квартале Автозаводского района, расположенного южнее жилого дома, имеющего адрес: Южное шоссе, 43"" (продолжение строительства объекта) (извещение N 0142200001317011976, начальная (максимальная) цена контракта 6 248 217,44 руб.),
_
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ТехноСтрой", ООО "ОПТ-СНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по наружным сетям водоснабжения, бытовой канализации, ливневой канализации, теплоснабжения, узлу учета расхода тепловой энергии по объекту "Проектирование и строительство объектов муниципальной собственности: здания детского сада N 210 "Ладушки" в 20 квартале Автозаводского района, расположенного южнее жилого дома, имеющего адрес: Южное шоссе, 43"" (продолжение строительства объекта) (извещение N 0142200001317011976, начальная (максимальная) цена контракта 6 248 217,44 руб.).
Согласно доводам Заявителя ООО "ТехноСтрой":
- в аукционной документации Заказчика установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе;
- требования заказчика в поз. 54 "Щебень" противоречат ГОСТ;
- Заказчиком не соблюдены требования статьи 37 Закона о контрактной системе;
- Заказчиком не установлены порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, а также сроки действия банковской гарантии.
Согласно доводам Заявителя ООО "ОПТ-СНАБ":
- Заказчиком не соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570;
- в общих требованиях к осуществлению закупки и техническом задании документации закупки содержатся противоречия относительно требований о соответствии товара ГОСТам и нормативным документам РФ.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Уполномоченного органа просил в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Заявителя ООО "ТехноСтрой" в аукционной документации Заказчика установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе "Показатели химического состава, температуры, влажности при составлении первой части заявки конкретизировать не нужно".
Кроме того, Заказчиком не установлен запрет на указание диапазонных значений, не установлен запрет на использование в составе первой части заявки слов "не более", "не менее", "более", "менее".
Из Инструкции по подготовке заявок явно не следует, что участнику необходимо конкретизировать значения показателей, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок не требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые не могут быть известны на момент подачи заявки участником закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика не усматривается нарушений Закона о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "ТехноСтрой" требования заказчика в поз. 54 "Щебень" противоречат ГОСТ.
В позиции 54 "Щебень" заказчиком установлено требование: "Фракция 20-40 мм".
Согласно "ГОСТ 9128-2013. Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" полимерасфальтобетон плотного типа Б - с содержанием щебня св. 40% до 50%".
В соответствии с "ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
Таким образом, прямого противоречия ГОСТу в действующей редакции комиссия Самарского УФАС России не усматривает.
Согласно доводам Заявителя ООО "ТехноСтрой" Заказчиком не учтена возможность снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов и не учтены положения статьи 37 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 248 217,44 рублей.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Частью 6 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения.
В статье 95 Закона о контрактной системе закреплено условие о том, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Условие об обеспечении исполнения контракта является существенным условием договора и попадает под действие указанной статьи.
В соответствии с п. 9.1 проекта контракта:
"Контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в размере 10% (десять процентов) от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 624 821,74 рублей (шестьсот двадцать четыре тысячи восемьсот двадцать один рубль 74 копейки)".
В соответствии с примечанием к пункту 9.1 проекта контракта при наличии оснований, предусмотренных ст. 37 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения Контракта изменяется в соответствии с указанной статьей.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки.
Согласно доводам ООО "Технострой" Заказчиком не установлены порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, а также сроки действия банковской гарантии.
В соответствии с п. 41 Информационной карты:
Размер обеспечения исполнения контракта |
624821.74 руб. (10.00 %) |
Согласно п. 43 Информационной карты:
Платежные реквизиты для предоставления обеспечения исполнения контракта |
40302810436785000189 059140000 043678000 РКЦ Тольятти г.Тольятти 6320001741 632401001 |
Разделом 5.9 аукционной документации установлены требования, предъявляемые к предоставляемому обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно проекту контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, что не противоречит действующему законодательству.
Запросы разъяснений положений аукционной документации в этой части в адрес заказчика не поступали.
На основании изложенного, довод заявителя необоснован.
Согласно доводам ООО "ОПТ-СНАБ" Заказчиком не соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства N570, в котором установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В соответствии с пп. "а" п. 2 Постановления возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Изучив положения проекта контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что документация закупки содержит виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Так, документация закупки содержит Приложение "Виды работ", размещенное в Единой информационной системе, в котором содержится Перечень видов работ, из которых по предложению подрядчика выбираются конкретные виды и объемы работ,
которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязанностей по муниципальному контракту, которое заполняется при заключении контракта.
Согласно доводам ООО "ОПТ-СНАБ" в общих требованиях к осуществлению закупки и техническом задании документации закупки содержатся противоречия относительно требований о соответствии товара ГОСТам и нормативным документам РФ.
Заказчиком предъявлены требования к указанию участником закупки характеристик используемых материалов для выполнения работ по капитальному ремонту, соответствующих требованиям ГОСТ.
По основаниям, указанным выше, Инструкция по подготовке заявок не требует от участника закупки указывать конкретные показатели, которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
Запросов разъяснений положений аукционной документации в этой части, в том числе от заявителей, не поступало.
Данные доводы заявителя следует признать необоснованными, иных доказательств заявителем, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "ТехноСтрой", ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 ноября 2017 г. N 1550-13230-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017