Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
01.12.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",жалобы ООО "Белстрой", ООО "Средняя Волга"на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по мероприятию "Проектирование и строительство дамбы инженерной защиты на реке Большой Кинельг.Похвистнево" в части завершения работ для министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (извещение N0142200001317012795, начальная (максимальная) цена контракта - 101 989 881 ,30 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобыООО "Белстрой", ООО "Средняя Волга"на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по мероприятию "Проектирование и строительство дамбы инженерной защиты на реке Большой Кинельг.Похвистнево" в части завершения работ для министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (извещение N0142200001317012795) (далее - аукцион).
В рассмотрении жалоб Комиссией Самарского УФАС России в соответствии с пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки приопределении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" объявлен перерыв до 01.12.2017 г. 09 час. 30 мин.
01.12.2017 г. в адрес Самарского УФАС России от ООО "Средняя Волга" поступило ходатайство о переносе рассмотрения жалобы.
Указанное ходатайство не подлежит удовлетворению Комиссией Самарского УФАС россии в связи с регламентированными сроками рассмотрения жалобы (жалоба поступила в Самарское УФАС России 24.11.2017 г., согласно части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы), а так же невозможностью перенести рассмотрение жалобы на более позднее время, в связи с плотным графиком заседаний Комиссии.
В соответствии с доводами "Белстрой", ООО "Средняя Волга"Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к химическому составу и показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
Согласно доводам жалобыООО "Средняя Волга":
1. В аукционной документации Заказчиком установлены нестандартные требования к описанию материалов по позициям "Рогожа", "Сталь".
2.В документации закупки установлены требования к материалам, объем которых отсутствует в аукционной документации.
3. Заказчик не дал разъяснения на запросы разъяснений аукционной документации участников закупки.
В соответствии с доводами жалобы ООО "Белстрой":
1.В аукционной документации Заказчиком установлены нестандартные требования к описанию материалов по позициям "Бруски", "Растворитель", "Щебень", "Проволока".
2. Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по подготовке заявок на участие в закупке (не разъяснено понятие "Химический состав").
Заявители просят признать жалобы обоснованными, провести внеплановую проверку, обязать Заказчика устранить выявленные нарушения Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителей не согласились, просили в удовлетворении жалоб отказать, представили письменные возражения на жалобы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе не требует конкретизации значений, которые не могут быть конкретизированы участниками на этапе подачи заявок.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке показатели химического состава, температуры, влажности, при составлении первой части заявки конкретизировать не нужно.
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе отсутствует запрет на использование слов "не более", "не менее", "более", "менее","от", "до", символов ";", ",", "", "
" и т.д.,
На основании изложенного, довод жалоб "Белстрой", ООО "Средняя Волга" признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указаниена товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Пунктом 2 письма Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 предусмотрено, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Пунктом 1.25 Приложения к Техническому заданию установлено: "Рогожа "_" Разрывная нагрузка, не менее 1058923 Н".
Представители Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснили, что данная характеристика была взята с сайта производителя.
Установлено, что данное значение отсутствует всоответствующихГОСТ, доказательств обратного представителями Заказчика, Уполномоченного органа не представлено, в связи с чем, жалоба в указанной части признается обоснованной.
По позиции "Сталь" Заказчиком установлены следующие требования: "Сталь угловая равнополочная. Ширина полки 180 мм - 200 мм. Радиус инерции оси X-X, см, менее 6,1".
Установлено, что данные значения соответствуют таблице 1 ГОСТ 8509-93 (согласно Таблице 1 ГОСТ 8509-93 значения радиуса инерции для оси Х-Х могут быть менее 6,1 см для ширины полки 200 мм).
На основании изложенного, жалоба в указанной части признается необоснованной.
2.Согласно доводу ООО "Средняя Волга" в документации закупки установлены требования к материалам, объем которых отсутствует в аукционной документации.
Согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 п.8. "необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование".
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Установлено, что в пунктах 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7, 1.8-1.35, 2.1-2.14, 3.1-3,27, 4.1-5.20 установлены требования к вспомогательным материалам, которые (как указано в разъяснении Заказчика от 16.11.2017 г.) установлены в расценках проектно-сметной документации и должны быть применены как вспомогательные при выполнении работ.
Согласно пункту 2.4 Проекта Контракта Исполнитель обязан: подготовить и предоставить не позднее срока, установленного для заключения настоящего контракта, обеспечение исполнения контракта;своевременно, в полном объеме и надлежащим качеством выполнить работу в соответствии с настоящим контрактом и проектно-сметной документацией, иными приложениями к контракту, документацией о закупке и представить Государственному заказчику отчетные документы о результатах выполнения работ;осуществлять строительство объекта в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда. В течение всего периода строительства, производить вывоз мусора, очистку дорог и подъездов. Обеспечивать охрану объекта и строительной площадки.
Следовательно, исходя из проектно-сметной документации возможно определить объемы работ, подлежащих выполнению, доказательств обратного Заявителем не представлено.
Кроме того, в адрес Заказчика поступил запрос разъяснений по указанному вопросу. Заказчиком дан ответ, что для определения объемов работ достаточно использовать расчет начальной максимальной цены контракта.
3. В соответствии с доводом жалобы ООО "Средняя Волга" Заказчик не дал разъяснения на запросы разъяснений аукционной документации участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что разъяснения, размещенные на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, не вносят изменения в аукционную документацию, а лишь разъясняют ее положения.
Вместе с тем, участником закупки задан следующий запрос разъяснений положений аукционной документации:"В требованиях указаны показатели, которые невозможно указать конкретно, например в пунктах 1.1-5.20: Трещины пластевые и кромочные, в том числе входящие в торец неглубокие размером не более 1/3 длины пиломатериала. Пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец не более 200 мм. Торцевые (кроме трещин усушки) допускаются на одном торце длиной менее 1/2 ширины пиломатериала. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,00,5) °С, с, 20-35. И т.д.
Ответ: В данном случае достаточно указать наличие или отсутствие указанных пороков. (Запрос на разъяснение положений аукционной документации: N 626695)".
Заказчиком не был дан ответ на запрос разъяснений участника закупки в части: "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,00,5) °С, с, 20-35".
Фактически, заказчик уклонился от дачи разъяснений по существу поданного запроса разъяснений в указанной части.
В отношении иных ответов на запросы разъяснений, указанных в жалобе ООО "Средняя Волга" Комиссия Самарского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, а так же усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Жалоба ООО "Средняя Волга" признается частично обоснованной.
1. ООО "Белстрой" указывает, что в аукционной документации Заказчиком установлены нестандартные требования к описанию материалов по позициям "Бруски", "Растворитель", "Щебень", "Проволока".
Заказчику требуется: "Бруски "_"Бруски обрезные или необрезные, длиной более 4 м, толщиной 40 мм - 75 мм, шириной 75 мм - 150 мм. Сорт I или II. Влажность древесины не менее 22%. Пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец трещины допускаются длиной в мм не более 150. Торцовые (кроме трещин усушки) допускаются на одном торце длиной не более 1/3 ширины пиломатериала. Червоточина допускается на любом однометровом участке длины до 3 шт. или неглубокая на обзольных частях. Инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и др.), механические повреждения и пороки обработки не должны допускаться. Стрела прогиба при продольной покоробленности, в долях длины пиломатериала, не должна быть более 0,2%. Должны соответствовать ГОСТ, ТЗ".
Согласно ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (нормы ограничения пороков) пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец трещины допускаются длиной в мм не более 150 для 1-го сорта и не более 200 мм для 2-го сорта.
По позиции "Растворитель" Заказчиком установлено требование к значению показателя: "Кислотное число" в виде "менее 0,1 мг КОН/г".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в закупке "менее" - в сочетании с количественными значениями обозначает уменьшение указанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, не входит в диапазон".
В соответствии с ГОСТ 7827-74 "Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12 для лакокрасочных материалов. Технические условия" данный показатель имеет значение "не более 0,10". В соответствии с ГОСТ значение "0,10" входит в диапазон.
По позиции "Щебень "_" Группа щебня 2-4." Заказчиком установлено требование к значению показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы" в виде "более 10% по массе".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в закупке "Более" - в сочетании сколичественными значениями обозначает превышение укачанного количества. Крайнеезначение параметра, которое в данном случае одно, не входит в диапазон.
В соответствии с ГОСТ 8267-93 щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в таблице 2.
Группа щебня |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе |
|
1 |
|
До 10 включ. |
2 |
|
Св. 10 до 15 включ. |
3 |
|
" 15 " 25 " |
4 |
|
Св. 25 до 35 включ. |
5 |
|
" 35 " 50 " |
Примечание - По согласованию изготовителя с потребителем допускается выпуск щебня из изверженных горных пород, содержащего св. 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной ) и игловатой формы. |
Заказчиком не указано максимальное значение показателя в соответствии с ГОСТ.
Следовательно, Заказчиком в вышеуказанных пунктах аукционной документации установлены показатели, не соответствующие требованиям ГОСТ. Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования показателей (обозначений), не соответствующих ГОСТ.
В действиях заказчика усматривается нарушение пунктов 1,2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Подобные положения аукционной документации Заказчика вводят участников закупки в заблуждение, усложняя подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По позициям 1.16, 1.20, 3.19, 3.14 Заявителем не представлено доказательств того, что Заказчиком установлены нестандартные требования при описании показателей.
Следовательно, довод Заявителя в этой части также своего подтверждения не нашел.
ООО "Белстрой" указывает, что Заказчиком не разъяснено понятие "Химический состав", однако запросов разъяснений по указанному пункту в адрес Заказчика не поступало, согласно инструкции по заполнению заявок показатели химического состава, температуры, влажности, при составлении первой части заявки конкретизировать не нужно.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.11.2017 N0142200001317012795-1 на участие в закупке подано 4 заявки, 3 заявки допущены до участия в закупке. Отказов в допуске к участию в электронном аукционе по обжалуемым пунктам документации закупки не было. В связи с чем, Комиссия Самарского УФАС России приняла решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений, так как указанные нарушения не повлияли на результат закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы"Белстрой", ООО "Средняя Волга" частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениечасти 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, пунктов 1,2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных производств по ч. 1.4, ч.4.2, ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 декабря 2017 г. N 1553-8407-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2017