Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Практик" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (изв. N 0356300003317000051),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300003317000051, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинского оборудования.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аукционная документация содержит положения аналогичные обозначенным выше (п. 1.1 раздела 8 аукционной документации).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Подпунктом 6 п. 3 раздела 8 аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие поставляемый товар (товар, используемый при выполнении работы, оказании услуги), должны соответствовать показателям, установленным в Главе V "Техническое задание (Спецификация)".
Комиссией установлено, что Заказчиком в нарушение положений Закона о закупках в Главе V "Техническое задание (Спецификация)" установлены, в том числе, требования о предоставлении участниками закупок сведений о модели и производителе товара, о сроке действия регистрационного удостоверения, сроке гарантии на оборудование, об указании конкретного документа на товар (паспорта или руководства пользователя на русском языке). Данные сведения, по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, не являются функциональными, техническими и качественными характеристиками, а также эксплуатационными характеристиками предмета закупки.
Комиссия отмечает, что законодательство о закупках в сфере государственных и муниципальных нужд не содержит требований о предоставлении участником вышеперечисленных сведений в отношении товаров, являющихся предметом рассматриваемой закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией также установлено, что, согласно инструкции по заполнению заявок (п/п 8 п. 3 раздела 8 аукционной документации): наименование параметра(ов) указывается без изменений.
При этом, столбец N 3 Главы V "Техническое задание (Спецификация)" содержит название "Наименование показателей товара". Параметры товаров, в свою очередь, содержатся в столбце N 4 Главы V "Техническое задание (Спецификация)".
В то же время, инструкция по заполнению заявок содержит, в том числе, следующие положения, которыми (согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.11.2017 г.) руководствовалась Аукционная комиссия при принятии решений:
8.1.2. Если при описании показателей Заказчик использовал такие слова как: "более", "менее", "выше", "свыше", "ниже", знаки ">", "<": участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных слов, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки.
Если Заказчиком установлено только минимальное значение - то более минимального, а если установлено только максимальное значение - то менее максимального.
8.1.4. Показатели товаров, при описании значений которых заказчиком использованы слова "или", "либо" должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные противоречивые положения инструкции по заполнению заявок могли ввести участников закупок в заблуждение.
С учетом изложенного, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.11.2017 г. заявка подателя жалобы отклонена ввиду несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, требованиям документации об аукционе в электронной форме.
Заказчиком в п/п 6 поз. 6 установлено следующее требование к электрокоагулятору портативному стоматологическому:
"паспорт или руководство пользователя на русском языке" - наличие.
Подателем жалобы в п/п 6 поз. 6 заявки указано следующее:
"паспорт или руководство пользователя на русском языке" - наличие при поставке.
Как установлено выше, согласно инструкции по заполнению заявок (п/п 8 п. 3 раздела 8 аукционной документации): наименование параметра(ов) указывается без изменений.
Комиссия отмечает, параметры содержатся в столбце N 4 Главы V "Техническое задание (Спецификация)". Следовательно, параметром при указанных обстоятельствах является - "наличие".
При указанных обстоятельствах, а также вследствие того, что Аукционная комиссия рассматривает заявки исключительно на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений в действиях Аукционной комиссии не может быть установлено.
Частью 6 ст. 67 Закона о закупках, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что заявка подателя жалобы, помимо указанного в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.11.2017 г. (далее - Протокол) подпункта 6 поз.6 заявки, содержит аналогичные указанному пункту положения и в других позициях заявки (п/п 6 поз. 1, п/п 5 поз. 2, п/п 6 поз. 4, п/п 6 поз. 5).
При этом, Протокол не содержит указанных позиций в качестве обоснования решения об отклонении заявки подателя жалобы.
Кроме того, представители Аукционной комиссии пояснили, что заявка подателя жалобы в нарушение положений аукционной документации в позициях 5, 6 не содержит наименований стран происхождения товаров. Однако, данные основания для отклонения заявки подателя жалобы также не отражены в Протоколе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Аукционной комиссией требований п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о закупках.
В действиях Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Практик" на действия Единой комиссии при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (изв. N 0356300003317000051) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 ноября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2017