Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора, рассмотрев жалобу ИП Шмидт И.К. на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: Площадь Памяти Героев сооружение 1, г. Норильск, Центральный район" (далее - электронный аукцион, закупка), извещение N 0319300026117000260, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Шмидт И.К. на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Заседание комиссии Красноярского УФАС России состоялось 30.11.2017 года в 11 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик и податель жалобы не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены нарушения положений законодательства о контрактной системе, а именно:
во-первых, заказчик обязан установить требования, о том, что участники закупки должны являться членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
во-вторых, аукционная документация не содержит инструкции по заполнению;
в-третьих, описание объекта закупки не является объективным, поскольку по товарным позициям "сталь" и "звезда" невозможно определить значение каких именно показателей установил заказчик.
Заказчик в письменных пояснениях с доводами жалобы не согласился, считая, что аукционная документация в обжалуемой части не противоречит требованиям законодательства, кроме того уточняя, что объект закупки не является объектом капитального строительства, поскольку является действующим объектом, ввиду чего заказчиком правомерно не установлено требование о том, что участники закупки должны являться членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В связи с необходимостью дополнительного исследования полученных от сторон документов и сведений Комиссией был объявлен перерыв до 15 часов 20 минут (по местному времени), 01.12.2017.
После перерыва, рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: Площадь Памяти Героев сооружение 1, г. Норильск, Центральный район".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе) основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании членства в саморегулируемой организации.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо членство в саморегулируемой организации возникает с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию и прекращается при прекращении членства в саморегулируемой организации.
Из буквального толкования вышеуказанных норм гражданского законодательства следует, что в случае, если какой-либо вид деятельности требует вступление в члены саморегулируемой организации, то осуществление такой деятельности могут выполнять только те лица, которые являются членами саморегулируемой организации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
Из изложенного следует, что документ, предоставляемый участником закупки в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должен подтверждать соответствие данного участника закупки таким требованиям.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности. При этом, законодательство о градостроительной деятельности состоит, в том числе, из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 3,4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
При этом, в соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Проанализировав извещение и документацию об электронном аукционе, Комиссия установила следующее:
- начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет 8 632 691,20 рублей;
- из технического задания следует, что в состав работ входит капитальный ремонт;
- заказчиком установлено, что работы, на выполнение которых размещен электронный аукцион, относятся к коду 41.20.40.900 ОКПД2.
При этом, Комиссия отмечает, что в соответствии с нормами ГрК РФ, капитальный ремонт предусмотрен только для объектов капитального строительства и линейных объектов. При этом, линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, а объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (объектами капитального строительства являются не только объекты незавершенного строительства, но и здания, строения, сооружения, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек).
Ввиду изложенного, Комиссия не может признать состоятельным довод заказчика, согласно которому заказчик приходит к выводу, что объектами капитального строительства являются только объекты, не находящийся в эксплуатации и приходит к выводу, что в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участниками рассматриваемой закупки могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющими членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением лиц, попадающих под исключения, установленные частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ). Ввиду чего, в силу статьи 64, части 5 статьи 66 заказчику надлежит установить соответствующее требование к участникам закупки, и составу вторых частей заявок.
Вместе с тем, анализ извещения об электронном аукционе и положений аукционной документации позволил Комиссии установить факт отсутствия в их составе вышеуказанных требований к участникам закупки. Ввиду чего Комиссия усматривает в действиях заказчика, выразившихся в неустановлении вышеуказанных требований, нарушение статьи 64 Закона о контрактной системе, что также содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно довода жалобы, касающегося инструкции по заполнению заявки Комиссия отмечает следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не установлено требований к содержанию инструкции по заполнению заявки, ввиду чего действие заказчика, как в принципе включившего в состав аукционной документации инструкцию, признается Комиссией надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе в отношении включения в состав документации инструкции по заполнению заявок.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила факт наличия в ее составе раздела "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе", содержащего в себе требования по заполнению заявки.
Таким образом, Комиссия установила, что формально требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком исполнены.
Кроме того, Комиссия также установила, что в состав аукционной документации включены требования к содержанию заявки (в том числе первой части заявки) и требования к материалам, используемым при выполнении работ, технические и качественные характеристики, в том числе показатели таких материалов, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Доводы жалобы, касающиеся того, что невозможно определить, каким образом необходимо указывать в первых частях заявок марку битума, класс арматурной стали и толщину досок признаются Комиссией несостоятельными (необоснованными), поскольку:
Во-первых, законодательство о контрактной системе не вменяет заказчикам обязанность разрабатывать и включать в состав аукционной документации подробные инструкции по заполнению заявок (в том числе, с указанием порядка определения конкретных показателей);
Во-вторых, если аукционная документация не содержит каких-либо особых условий (указаний), то в заявках необходимо указывать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, в том числе, конкретные показатели товара, входящие в диапазон, установленный документацией об аукционе. При этом, определять конкретный показатель, соответствующий значениям, установленным заказчикам в документации, надлежит в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, в том числе в соответствии с правилами русского языка.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в случае, если заполнение заявки в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, в том числе в соответствии с правилами русского языка может привезти к тому, что участником закупки будет предложен товар соответствующий требованиям аукционной документации, но не соответствующий фактической нужде заказчика, то с целью исключения таких последствий, заказчику надлежит включить в аукционную документацию указания (инструкцию), касающиеся порядка определения конкретных показателей.
При этом, проанализировав требования к материалам "Сталь квадратная" и "Звезда из латуни", Комиссия пришла к выводу, что заказчиком установлены такие требования в нарушение обязанности заказчика, установленной пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку описание требований к таким материалам не носит объективного характера, по причине невозможности установить какие именно значения показателей определены заказчиком (длина, ширина, диагональ, толщина и т.д.), а также невозможности определить единицы измерения значения, определенного в аукционной документации, показателя "Звезда из латуни".
Кроме того, Комиссия отмечает, что вышеуказанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ввиду изложенного, довод жалобы, касающийся необъективного описания объекта закупки, признан Комиссией обоснованным.
Руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1.Признать жалобу ИП Шмидт И.К. частично обоснованной.
2.Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 декабря 2017 г. N 1929
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017