Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Горавтотранс" на действия заказчика - Администрации ЗАТО г. Железногорск (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах на территории ЗАТО Железногорск", размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300038917000129, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Горавтотранс" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах на территории ЗАТО Железногорск" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Федерального Закона о контрактной системе.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представители заказчика Петрова С.А. (доверенность N 01-50/48 от 30.06.2017), Маслов Ю.С. (доверенность N 01-50/47 от 21.06.2017).
- представитель ООО "Горавтотранс" Орешников К.С. (доверенность от 28.11.2017).
Из содержания жалобы ООО "Горавтотранс" следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно в один лот включены все автобусные маршруты на территории ЗАТО Железногорск, подобное укрупнение лота ведет к устранение конкуренции на рынке услуг автоперевозок, что нарушает часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Закон о контрактной системе.
Из пояснений представителя ООО "Горавтотранс" следует, что общество имело намерение принять участие в электронном аукционе на осуществление регулярных автобусных перевозок пассажиров на территории ЗАТО г. Железногорск. Однако в связи с объединением маршрутов в один лот, они не имели возможности принять участие в конкурсе, поскольку не имели подвижного состава для выполнения всех маршрутов, включенных в состав одного лота. Представитель общества указал, что на территории, ЗАТО Железногорск существует два автотранспортных предприятия это ООО "Горавтотранс" и подведомственное Администрации ЗАТО г. Железногорск МП ПАТП которое обладает необходимым количеством техники (автобусов) на территории ЗАТО г. Железногорска.
Включение всех маршрутов в один лот заранее предполагает выбор только одного перевозчика, имеющего соответствующий подвижной состав, который впоследствии единолично будет осуществлять перевозки на территории, ЗАТО г. Железногорск.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы и представили письменные пояснения, в которых указали, что объединение в одни лот всех автобусных маршрутов на территории, ЗАТО Железногорск не нарушают права участников закупки и Закона о контрактной системе и не влечет ограничение конкуренции.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах на территории ЗАТО Железногорск", номер извещения 0119300038917000129.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В извещении заказчиком указан код по ОКПД2 49.31.21.110, который включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р).
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: Создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Проведя анализ аукционной документации, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что предметом данной закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах на территории, ЗАТО Железногорск.
В приложении 1 к Техническому заданию заказчиком установлено 19 маршрутов, на которых необходимо осуществлять регулярные перевозки с указанием различных промежуточных остановочных пунктах. Приложение 3 к техническому заданию содержит "Перечень транспортных средств, используемых для выполнения работ" согласно которому участнику закупки необходимо иметь в наличии 88 транспортных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона 220-ФЗ) осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 14 Закона 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Маршрутом регулярных перевозок в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" следует понимать предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок - это, маршрут регулярных перевозок в границах определенной административно-территориальной единицы (муниципального образования): поселения; города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя; двух и более поселений одного муниципального района.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, взаимозаменяемость - это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку.
При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев:
- техническая однородность;
- потребительское назначение;
- взаимозаменяемость.
При этом требования заказчика о технологической и функциональной совместимости услуг по перевозки пассажиров в документации об аукционе отсутствуют.
В рассматриваемом случае каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок является отдельным товарным рынком исходя из утвержденного маршрута и карты соответствующего маршрута, который был определены уполномоченным органом местного самоуправления.
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута предусмотрен статьей 19 Закона 220-ФЗ.
Согласно статье 28 Закона 220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки. В карте маршрута указываются, в числе прочего, следующие сведения: регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; вид транспортного средства и класс транспортного средства; - срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок.
Частью 3 статьи 35 Закона 220-ФЗ предусмотрена обязанность водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Так объединение в один лот всех маршрутов на территории не является взаимозаменяемым товаром, так как один маршрут не сможет заменить в полной мере другой.
В ходе рассмотрения заявитель указал, что объединение маршрутов в один лот произведено в целях обеспечения бесперебойного равномерного функционирования системы пассажирских перевозок, обусловленных различным пассажиропотоком, включая рентабельные и не рентабельные маршруты.
При этом доказательства, свидетельствующие о невозможности разделения на различные лоты с объединением рентабельных и не рентабельных лотов заказчиком не представлено.
Документов свидетельствующих о проведении мониторинга востребованности маршрутов перед проведением закупки не представлено.
В данном случае укрупнение лота влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, действия заказчика по включению в один лот всех автобусных маршрутов на территории ЗАТО Железногорск, повлекшее за собой нецелесообразное укрупнение лота, является нарушением требования статьи 64 Закона о контрактной системе и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы ООО "Горавтотранс" по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Горавтотранс" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем аннулирования определения поставщика (электронного аукциона).
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 декабря 2017 г. N 1965
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2017